16 Апреля, 2019 Вторник

Всероссийская конференция работников рыбохозяйственного комплекса

Москва, Цифровое деловое пространство, ул. Покровка, 47
В архиве
В Москве пройдет крупнейшая конференция для представителей рыбной отрасли

Итоги работы рыбной отрасли в 2018 году и важнейший документ — проект «Отраслевого соглашения для организаций рыбохозяйственного комплекса» — обсудят 16 апреля в рамках Всероссийской конференции работников рыбохозяйственного комплекса.

Крупнейшее событие для рыбной отрасли страны, Всероссийская конференция работников рыбохозяйственного комплекса, пройдет 16 апреля в Москве в Цифровом деловом пространстве. Это самое масштабное отраслевое мероприятие, которое соберет на одной площадке представителей бизнеса, федеральных и региональных госрегуляторов, профильных ассоциаций и журналистов со всей страны. Среди докладчиков — заместитель председателя Государственной думы Ольга Епифанова, первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Митин, губернатор Камчатского края Владимир Илюхин, Депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, председатель Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев.

Организаторы мероприятия — Всероссийская ассоциация рыбопромышленников (ВАРПЭ), Общероссийское объединение работодателей рыбной отрасли и Ц К Российского профсоюза работников рыбного хозяйства.

Рыбная отрасль — одна из самых динамично развивающихся сфер, кроме того, она обеспечивает продовольственную безопасность страны, заметил, комментируя организацию профильной конференции, президент ВАРПЭ Герман Зверев. «Достигнуты высокие результаты: рекордные уловы, ежегодный рост прибыли и налоговых поступлений в бюджет страны, масштабные инвестиционные проекты. Есть и острые вопросы, связанные в том числе с законодательными изменениями, а также административными барьерами, а именно избыточными, устаревшими и дублирующими требованиями к деятельности предприятий. Все они требуют обсуждения в формате профессиональной дискуссии с участием государственных органов, предприятий, организаций и экспертов рыбной отрасли. Отрасль нуждается в решениях, основанных на позициях и государства, и самих рыбаков. С этой целью принято решение провести Всероссийскую конференцию работников рыбохозяйственного комплекса», — резюмировал Зверев.

В рамках деловой программы конференции власть и бизнес обсудят итоги 2018 года, проблемы государственного регулирования бизнеса и проект «Отраслевого соглашения для организаций рыбохозяйственного комплекса на 2019−2021 годы». В рамках проекта соглашения участники и делегаты конференции обсудят также социальные и трудовые права работников рыбохозяйственной отрасли, а также коснутся вопросов достойной заработной платы, профсоюзного движения, повышения профессиональной компетенции кадров.

Также организаторы конференции включили в повестку вопросы, связанные с повышением эффективности научных исследований, законодательными изменениями в сфере устранения «компаний-рантье», дерегулированием рыбной отрасли и выявлением избыточных требований в рамках реформы контрольно-надзорной деятельности.

На конференцию зарегистрировано около 300 человек, среди них представители предприятий и организаций рыбохозяйственного комплекса, научного сообщества, некоммерческих организаций, финансовых институтов, а также федеральных и региональных органов власти, делегаты из Архангельской, Астраханской, Белгородской, Калининградской, Костромской, Ленинградской, Магаданской, Московской, Мурманской, Нижегородской, Новгородской, Ростовской, Самарской, Сахалинской областей, Республики Дагестан, Северо-Кавказского федерального округа, Республики Карелия, г. Москвы, г. Санкт-Петербурга, Камчатского, Приморского и Хабаровского краев, Ненецкого, Чукотского и Ямало-Ненецкого автономных округов.

В архиве

Всероссийская конференция рыбаков указала на «болевые точки»

Делегаты и участники Всероссийской конференции работников рыбохозяйственного комплекса в итоговом решении выделили ключевые вопросы, на которых нужно сосредоточиться для нормальной работы отрасли.

Опубликовано решение Всероссийской конференции работников рыбохозяйственного комплекса. Напомним, что масштабное отраслевое мероприятие прошло 16 апреля в Москве.

Как сообщает корреспондент Fishnews, делегаты и участники конференции сформулировали проблемы, с которыми сталкивается отрасль, и предложили конкретные шаги по решению этих вопросов.

По итогам конференции отмечено, что рыбохозяйственный комплекс динамично развивается. Наблюдается рекордный вылов, рост экономической эффективности и налоговой отдачи отрасли, реализация проектов по строительству судов и заводов в рамках программы инвестиционных квот.

Однако экономические успехи отрасли главным образом стали результатом благоприятной экономической конъюнктуры и эффективной работы предприятий и лишь в незначительной степени — нормативно-правового регулирования со стороны органов госвласти. Такой вывод сделан в решении.

Качество работы ряда федеральных ведомств в сфере нормативно-правового регулирования рыбного хозяйства недостаточно, подчеркнули делегаты и участники конференции.

В решении высказана позиция по изменениям об аукционах, внесенным в законодательство. «Конференция выражает решительное несогласие с решением Правительства Российской Федерации об изменении базовых принципов отраслевого законодательства и считает, что слом законодательной основы российского рыболовства приведет к глубокому социально-экономическому кризису в прибрежных регионах страны», — говорится в документе.

Переход к крабовым аукционам и подготовка предложений о регулярном распределении части квот на торгах (без уточнения по объектам промысла) вошли в дорожную карту, утвержденную правительством по предложениям ФАС. Соответствующий раздел этого плана делегаты и участники конференции назвали «дорожной картой по переходу рыбной отрасли из состояния экономического развития в состояние экономического кризиса».

Отдельно авторы решения остановились и на процессе подготовки закона о крабовых квотах. Установленная процедура при разработке этих изменений не соблюдалась, говорится в документе.

Минсельхоз ранее направил в антимонопольную службу письмо, в котором не поддержал предложение о регулярном — раз в три-пять лет — перераспределении части квот на электронных торгах. Делегаты и участники конференции обратились к правительству с призывом поддержать позицию министерства. Пункты об аукционах предложено исключить из дорожной карты по развитию конкуренции.

В решении также отмечены «недостатки в деятельности Федерального агентства по рыболовству, которые оказали негативное влияние на показатели вылова водных биологических ресурсов». В качестве одного из доказательств приводится ситуация с договорами о закреплении долей квот, когда появился «зазор» между завершением срока действия старых договоров и началом действия новых. Изменения, позволяющие решить эту проблему, вступили в силу только в конце ноября.

Отмечена также несогласованность между законодательными нормами и подзаконными нормативными правовыми актами. Здесь в пример приводится ситуация с расчетом объемов для прибрежного рыболовства. Установленная формула увеличивает лимиты для «прибрежки» с коэффициентом, близким к 1,05, а не 1,2, как это предусмотрено законом о рыболовстве — в результате объемы оказались занижены, говорится в решении.

Отмечен высокий риск масштабных сбоев при проведении в 2019 г. лососевой путины — важнейшей для российского рыбохозяйственного комплекса. Причина — несвоевременное издание регулятором необходимых нормативных правовых актов, в том числе — правил рыболовства.

Делегаты и участники конференции решили обратиться к органам госвласти с предложениями ускорить выход целого ряда правовых актов — изменений по ставкам сбора за пользование водными биоресурсами; закона об электронном промысловом журнале и электронных разрешениях на добычу (предусмотрев при этом поэтапный переход к электронным промбилетам); закона о перегрузах рыбопродукции в «районах укрытия».

Названы точки приложения сил для развитии аквакультуры, для защиты водных биоресурсов и усиления рыбоохраны (сейчас объем ее финансирования не отвечает вызовам в сфере незаконной добычи ВБР), для устранения избыточных административных барьеров в отрасли.

Проводить Всероссийскую конференцию работников рыбохозяйственного комплекса решено ежегодно: такая площадка должна помочь в защите интересов отрасли и ее развитии.


Законодатели вместе с рыбаками обсудили формы парламентского контроля в отрасли

16 апреля на Всероссийской конференции работников рыбохозяйственного комплекса представители власти и бизнеса обсудили результаты 2018 года и основные для отрасли вопросы: рост экспорта и сокращение импорта, законопроект об отмене принципа распределения квот на добычу краба, проблемы с получением других квот и привилегий. Успехи рыбной российской отрасли налицо — 80% рыбной продукции в магазинах отечественного производства, а вылов превысил 5 млн т. Но бизнес нуждается в том, чтобы власть активнее шла на диалог, уверен президент ВАРПЭ Герман Зверев.

О том, что экспорт растет, а импорт, наоборот, сокращается, в самом начале конференции заявил заместитель руководителя Федерального агентства по рыболовству (Росрыболовства) Василий Соколов. Более 80% рыбных продуктов на рынке страны российского происхождения, а экспорт рыбы и морепродуктов оказался больше 2,2 млн т. Бизнес смог заработать на этом $5,17 млрд. «И в денежном, и в натуральном выражении экспорт растет, что позволяет надеяться, что указы президента [о достижении всего несырьевого экспорта $250 млрд к 2024 году] будут выполняться», — указал Соколов.

Отдельно он подчеркнул, что сейчас Росрыболовство и Министерство сельского хозяйства особенно поддерживают экспорт переработанной и дорогостоящей продукции. «Продукт должен максимально перерабатываться на бортах наших судов и берегу нашей страны и поступать за рубеж с высокой добавленной стоимостью», — пояснил Соколов.

Всего за 2018 год отечественные рыбаки выловили 5 млн т — это на 5% больше, чем в 2017 году. Основа промысла — минтай, тихоокеанская сельдь, тихоокеанский лосось, треска и пикша. 239 тыс. т было выращено российскими аквакультурщиками.

В целом в отрасли растут налоговые поступления (совместно со страховыми взносами за девять месяцев 2018 года — 45,7 млрд руб.), увеличилось производство филе и рыбной муки, прибыль компаний рыбохозяйственного комплекса выросла на 22% и достигла 104,2 млрд руб., указал Соколов.

Во время выступления чиновник несколько раз подчеркнул роль власти в развитии отрасли. Так, механизм закрепления долей инвестиционных квот, который был введен в 2017 году, позволил заключить 33 договора на закрепление квот под строительство судов.

Президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев, напротив, указал, что часто власть не слышит отрасль—сейчас полноценного диалога между рыбаками и регуляторами нет.

Зверев напомнил, что «рыбакам-прибрежникам» была обещана дополнительная 20-процентная прибавка к квотам, но на деле она составила только 5%. А два построенных на Камчатке в 2018 году береговых завода и вовсе не получили инвестиционных квот. Также власти не учитывают замечания отрасли или даже не спрашивают ее мнение по многим вопросам. Из-за этого принятые законы часто начинают работать не так, как было задумано, и создают проблемы.

Например, из-за изменений в законодательстве некоторые добросовестные рыболовы не успели переоформить разрешение и перестали работать, что негативно сказалось на общем улове в стране и других экономических показателях.

Самым резонансным событием в законодательстве Зверев назвал разработку и принятие закона о крабовых аукционах. Этот документ отменяет принцип распределения квот на добычу краба. Сейчас документ принят депутатами и теперь должен пройти обсуждение в Совете Федерации. В конце своего выступления Зверев предложил ввести формы парламентского контроля за принятыми законами и подзаконными актами.

Председатель комитета Государственной думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев поддержал Зверева в части развития диалога между рыбаками и регуляторами. Он подчеркнул, что сам неоднократно поднимал этот вопрос, работая с чиновниками правительства и Росрыболовства. Николаев пообещал, что депутаты будут контролировать реализацию закона о вылове крабов. «Когда мы принимали закон в третьем чтении, мы приняли постановление, в котором определили необходимость правительству принять до конца 2019 года нормативный акт, который подтверждает незыблемость «исторического принципа» по тем договорам, которые были заключены на 15 лет», — напомнил депутат. Он подчеркнул, что государство не намерено окончательно отказываться от исторического принципа по вылову крабов.

Необходимость диалога поддержал и еще один представитель власти на конференции — заместитель председателя профильного комитета Совета Федерации Сергей Митин. Он заметил, что рыбная отрасль — одна из немногих, которая успешно работает на мировых рынках в условиях изоляции и санкций. Отдельно сенатор подчеркнул, что в указах президента на 2024 год 42 пункта целиком относятся именно к рыбохозяйственному комплексу.

Конференция прошла на площадке «Цифрового делового пространства». Ее посетили около 300 человек. Организаторы конференции — ВАРПЭ, Общероссийское объединение работодателей рыбной отрасли и ЦК Российского профсоюза работников рыбного хозяйства.


Герман Зверев: отраслевое сообщество проанализирует работу Росрыболовства

Изменения в законодательстве рыбной отрасли, в том числе закон «О крабовых аукционах» и проект трехстороннего соглашения между Росрыболовством, профсоюзами и объединением работодателей, обсудят 16 апреля на Всероссийской конференции работников рыбохозяйственного комплекса. О конференции и ее повестке рассказал РБК президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников Герман Зверев.


— Кто является инициатором Всероссийской конференции работников рыбохозяйственного комплекса?

— Всероссийская конференция работников рыбохозяйственного комплекса собирается по инициативе Всероссийской ассоциации рыбопромышленников, ЦК профсоюза работников рыбного хозяйства и Общероссийского объединения работодателей-рыбопромышленников. Участниками конференции являются делегаты от всех регионов России. Делегаты были избраны в декабре 2017 года — январе 2018 года и представляют всю отрасль. Кроме того, к участию в работе конференции приглашены депутаты законодательных органов власти разных уровней и руководители регионов.

— В чем необходимость проведения конференции, ведь совсем недавно — в феврале 2018 года — состоялся IV Съезд работников рыбохозяйственного комплекса?

— На съезде обсуждалась подготовка к важнейшему для всей отрасли событию — перезаключению на 15-летний период договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов. В феврале прошлого года было огромное беспокойство: вдруг договоры не перезаключат и предприятия окажутся без ресурсов? Год прошел — квоты перезакреплены. Необходимо проанализировать, как прошла процедура перезаключения договоров. Но самое главное — что дальше?

Сегодняшнюю ситуацию в рыбной отрасли можно очень точно охарактеризовать формулой, которая принадлежит В. И. Ленину: «Шаг вперед, два шага назад». Правительство сделало шаг вперед — перезаключены договоры о закреплении квот на следующие 15 лет. Договоры подписаны, но подписано и правительственное распоряжение о возможном возврате к другому принципу закрепления квот — к проведению каждые три-пять лет аукционов. А это нас отбрасывает не просто на два шага назад — это отбрасывает нас в другую эпоху.

Кроме того, мы должны проанализировать работу рыбацких ассоциаций по разъяснению последствий законопроекта, который ошибочно называют законопроектом «О крабовых аукционах». Мы должны сделать выводы о том, как организовать нашу работу в случае разработки законопроекта об отмене базовых принципов законодательства о рыболовстве.

— Вы имеете в виду закон, который 10 апреля был принят в третьем чтении Государственной думой? Почему вы считаете название ошибочным?

— Совершенно верно. Этот закон вызвал громадный резонанс в отрасли, в прибрежных регионах. Объясню, почему так произошло. В отрасли сложилось абсолютно единодушное мнение: законопроект (вернее, уже закон) — это только начало. Мы оцениваем вероятность демонтажа базовых принципов законодательства о рыболовстве как вполне реальную. Нас убеждают в обратном. Но у всей отрасли есть полное ощущение, что такие заявления — это анальгетик, болеутоляющее после ампутации и перед новой ампутацией. Возможно, мы нагоняем страх. Поэтому и необходим откровенный разговор. Сразу скажу: мы подготовили сюрпризы для тех, кто упивается собственной победой после принятия закона об аукционах в рыбной отрасли.

— Вы считаете, что будет польза от такого разговора? Тогда почему конференция происходит в один день с ежегодной коллегией Минсельхоза?

— Это неслучайно. Мы проводим нашу конференцию накануне итоговой коллегии Федерального агентства по рыболовству и намерены проанализировать результаты работы Федерального агентства по рыболовству в 2018 году. Нас не устраивает ситуация, при которой Росрыболовство отчитывается о результатах своей работы нашими достижениями — выловом рыбы, вложенными инвестициями, уплаченными налогами. Росрыболовство должно отчитываться другим — качеством и своевременностью издания правовых актов, «зачисткой» избыточных административных барьеров. А что происходит на практике?

В 2016 году была принята новая редакция закона «О рыболовстве». Закон предусматривал издание 25 подзаконных актов, из них семь были приняты с существенным опозданием. До сих пор не утверждены Правила рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна. Могу привести и другие примеры…

Всероссийская конференция обобщит такие факты, оценит последствия несвоевременного издания Росрыболовством необходимых правовых актов или издания ненужных и неправильных правовых актов. Решение конференции будет представлено на итоговой коллегии. Поэтому дата проведения конференции правильная.

— В ходе конференции планировалось подписать отраслевое соглашение между Росрыболовством, профсоюзами и объединением работодателей. Соглашение будет подписано?

— Нет. Это серьезный документ, который определяет формат социально-трудовых отношений для отрасли с почти 100 тыс. работников. Здесь нельзя ошибиться, ведь подписанное отраслевое соглашение создает основания для применения мер административной ответственности ко всем рыбопромышленным предприятиям, которые отраслевое соглашение не исполняют. Объединение работодателей ведет напряженные переговоры с профсоюзами, налажен диалог с Росрыболовством. Думаю, что на конференции будут проанализированы основные замечания к проекту соглашения и мы сможем подписать соглашение уже в мае.

— В конференции примут участие представители Федерального собрания, региональных властей?

— Да. Уже подтвердили свое участие представители руководства и профильных комитетов Государственной думы, Совета Федерации, руководители ряда прибрежных регионов страны.


КРАБОВЫЙ ГАМБИТ

4 апреля Государственная Дума примет в первом чтении законопроект, который меняет один из основополагающих принципов Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».

Герман Зверев, президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников

Законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» в части совершенствования порядка распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов» станет ярким примером «законодательного гамбита» в истории современного российского законотворчества. Гамбит — это одна из разновидностей начальной стадии шахматной партии, в которых одна из сторон в интересах быстрейшего развития, захвата центра и просто для обострения игры жертвует материал (обычно пешку, но иногда и лёгкую фигуру).

Факт первый. Законопроект готовился так, как ранее не готовился ни один из законов, действие которого распространяется на обычную хозяйственную деятельность и не относится к сфере обороны и безопасности государства. Законопроект готовился под грифом «секретно», что сделало невозможным участие бизнес-объединений, отраслевого сообщества и региональных властей в обсуждении законопроекта на стадии его подготовки.

Факт второй. Оценка регулирующего воздействия законопроекта происходила в ускоренном режиме: 15 дней — публичное обсуждение, 10 дней — подготовка заключения об оценке регулирующего воздействия. Несмотря на то, что законопроект меняет один из базовых принципов одной из базовых отраслей в десятке прибрежных регионов страны, оценка социально-экономических последствий и социально-экономических рисков законопроекта происходила в ускоренном режиме.

Факт третий. Заключение об оценке регулирующего воздействия было подготовлено на основании 1 492 отзывов региональных органов власти, хозяйствующих субъектов, бизнес-объединений и содержало ясный и чёткий вывод: авторы законопроекта не изучили возможные альтернативные способы достижения заявляемых целей и не оценили возможные социально-экономические риски. Но заключение об ОРВ не было учтено при обсуждении законопроекта в Правительстве Российской Федерации (действительно, ведь в гамбите можно пожертвовать пешкой).

Факт четвёртый. Совет Государственной Думы принял решение при рассмотрении законопроекта отказаться от предусмотренной Регламентом Государственной Думы процедуры рассылки законопроекта в региональные органы власти для его рассмотрения в течение 30 дней. Напомню, что федеральному закону «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» в нынешнем декабре исполняется 15 лет и за эти годы закон изменялся 21 раз. Всякий раз все предыдущие поправки направлялись в региональные органы власти, так как водные биологические ресурсы в соответствии со статьёй 72 Конституции Российской Федерации относятся к сфере совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Однако в случае с крабовым законопроектом было принято другое решение — не обсуждать законопроект с регионами (действительно, ведь в гамбите можно пожертвовать лёгкой фигурой).

Факт пятый. Законопроект вносит 14 поправок в действующий закон и вводит новый вид квоты на вылов водного биологического ресурса — новый не только для России, но и для мирового рыболовства в целом. Новая квота сочетает в себе два принципа: аукционную процедуру распределения и инвестиционные обязательства. Смелость (я бы сказал, инновационность) законодательной мысли должна сопровождаться законодательной скрупулёзностью. Для этого основополагающие принципы распределения такой квоты должны быть установлены непосредственно в законе нормами прямого действия. Однако ВСЕ ключевые принципы распределения новой квоты будут установлены шестью подзаконными актами, тексты которых неизвестны депутатам. В законе отсутствует даже перечень тех самых инвестиционных объектов, ради создания которых — как было заявлено руководителем Росрыболовства Ильей Шестаковым — и принимается закон.

Факт шестой. Законопроект не устанавливает объём ресурсов, который будет выставлен на аукцион. Это решение будет принимать Правительство и судя по продолжающейся дискуссии некоторые участники рынка могут счастливо избегнуть «отполовинивания» ресурса: список счастливчиков утвердят на основании предложений Росрыболовства.

Факт седьмой. Законопроект об аукционах в рыбной отрасли предусматривает распределение громадного ресурса сроком на десять лет. Стоимость ресурса за десять лет оценочно составляет от 350 до 500 млрд. рублей (точнее оценить нельзя, так как в законе не установлен объём ресурса). Однако законопроект не содержит никаких надёжных гарантий появления на карте нашей Родины упомянутых в законе загадочных «инвестиционных объектов». Ссылки авторов законопроекта на установленную ст.13 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» процедуру расторжения договоров о закреплении доли квоты в случае неисполнения требований закона несостоятельна. Росрыболовство, действительно, обращается с такими исками в судебные органы, но судебная тяжба длится два-три года.

Победитель аукциона получит квоту и будет добывать краб в течение трёх лет, затем — если не построит неназванный пока в законе «инвестиционный объект» или построит не тот «инвестиционный объект» — ещё три года будет судиться с Росрыболовством и продолжать промысел. Шесть лет промысла 50 тысяч тонн краба обеспечивают доход в 330 — 400 млрд. рублей, что позволит отбить затраты на аукцион и банковскую гарантию. А вот гарантий сооружения в прибрежных регионах России тех самых «инвестиционных объектов» — никаких.

Законопроект об аукционах в рыбной отрасли меняет базовые принципы отраслевого законодательства, не содержит никаких гарантий повышения инвестиционной активности в отрасли и открывает широкие возможности для злоупотреблений. Это те самые жертвы, которые и присущи гамбиту.