29 Ноября, 2019 Пятница

Новый телеком 2019 в эпоху цифры

Москва, AZIMUT Hotel Smolenskaya, Смоленская ул., 8
В архиве

2019 год запомнится операторам телеком-услуг как год усиления позиций регулятора и появления ряда новелл в законодательстве, вызывающих противоречивую реакцию участников рынка. Вопрос о новых точках роста доходов телеком-отрасли также остается открытым. Вместе с этим на рынке произошел подъем активности со стороны банков, ретейла и индустрии развлечений.

Какие из стратегических решений, инвестиций и альянсов определят новый расклад сил и появление новых лидеров отрасли и как изменится сама телеком-отрасль уже в ближайшем будущем?

В рамках мероприятия представители власти, бизнеса и эксперты обсудят ключевые тенденции и новые вызовы цифровой экономики, а также будущее телеком-отрасли в России и в мире.

В архиве
Модератор (сессия 1)
Юлия Прохорова
ведущая, телеканал РБК
Спикеры (сессия 1)
Анатолий Голомолзин
заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы России
Артём Крицын
и.о. директора ФГБУ «Координационный центр Межправительственной комиссии по сотрудничеству в области вычислительной техники», Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ
Владимир Месропян
руководитель проектного офиса по реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации», АЦ при Правительстве РФ
Николай Орлов
председатель комитета по стратегическому развитию медиапроектов при совете директоров «Триколор»
Наталья Коваленко
партнер «Пепеляев Групп»

Образование

В 2004 г. окончила юридический факультет Всероссийской государственной налоговой академии Министерства Российской Федерации по налогам и сборам. В 2007 г. получила степень кандидата юридических наук.

Профессиональная деятельность

Наталья специализируется в области налогообложения, в том числе консультирует по вопросам российского и международного налогообложения, занимается сопровождением налоговых проверок, представляет интересы клиентов при разрешении налоговых споров на досудебной стадии и в судах, проводит налоговый аудит, осуществляет построение системы управления налоговыми рисками и активами, управление комплексными проектами, включающими в себя как налоговые, так и иные аспекты (корпоративные, договорные, таможенные, IP, антимонопольные, имущественные и др.).

Наталья оказывает юридическую поддержку компаниям TMT-сектора (телеком, медиа и технологии), в том числе занимается поиском и предложением правовых решений для бизнес–задач, внедрением новых продуктов с учетом специфики отраслевого регулирования, правовым оформлением решений, консультированием по отраслевым вопросам, проведением анализа юридических последствий и рисков при реализации проектов.

Модератор (сессия 2)
Сергей Краснов
ведущий телеканала РБК
Спикеры (сессия 2)
Евгений Соломатин
руководитель программы МВА-ТЕЛЕКОМ в Бизнес школа МИРБИС
Константин Смирнов
директор цифровых продуктов, НТВ-ПЛЮС
Григорий Запорожский
руководитель по развитию продаж облачного провайдера #CloudMTS
Александр Минов
директор по развитию телекоммуникационной продукции Концерна «Созвездие» (холдинг «Росэлектроника» ГК «Ростех»)
29 ноября 2019, пятница
9:30 — 10:00
Регистрация участников. Приветственный кофе-брейк
10:00 — 12:00
Сессия 1. Трансформация телеком отрасли в условиях развития цифровой экономики
Ключевые тренды развития рынка телекома в России и в мире
Новый антимонопольный контроль: развитие в эпоху цифровизации
Кибербезопасность как драйвер развития экспорта ИКТ на зарубежные рынки
Доступ к пользовательским данным как фактор цифровой трансформации телекома
Позиция телеком-операторов по вопросам законодательного регулирования вещания телеканалов первого и второго мультиплексов в ОТТ
Правовые аспекты деятельности MVNO-операторов
НДС с электронных услуг: итоги года
12:00 — 12:30
Кофе-брейк
12:30 — 13:45
Сессия 2. Традиционные телеком-компании vs новые игроки. Кто выиграет борьбу за внимание пользователя
Цифровой детокс. Как операторы становятся всеядными
Как быть успешным без собственного контента
От телекома к цифровой экосистеме
Развитие российского оборудования для 5G/IMT
13:45 — 14:30
Фуршет

Пост-релиз

29 ноября в AZIMUT Hotel Smolenskaya состоялась конференция, посвященная развитию телекома в 2019 году в эпоху цифровизации экономики.

Партнерами мероприятия выступили компании: «НТВ-плюс», «Пепеляев Групп», «Триколор»

Деловая часть программы конференции открылась сессией «Трансформация телеком-отрасли в условиях развития цифровой экономики».

Спикеры обсудили вопросы развития телекома в 2019 году и сделали прогноз, каким будет рынок в 2020‐м.

Замглавы ФАС России Анатолий Голомолзин представил свой взгляд на трансформацию телекома в развитии цифровой экономики в условиях конкуренции. Работа ведется в рамках двух указов Президента Российской Федерации. Анатолий Голомолзин рассказал о практике применения антимонопольного законодательства.

«В рамках рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства был отменен роуминг в Российской Федерации. Тарифы в поездках по стране стали такими же доступными, как в домашнем регионе, — они были снижены от 2,5 до 10 раз. Потребители получили возможность экономить не менее 6 млрд руб. ежегодно. В рамках антимонопольных дел произошло не только многократное снижение цен, но и соразмерный рост трафика, в результате чего операторы связи не проиграли, а выиграли», — заметил замглавы ФАС.

Он отметил, что в результате принятых мер потребление услуг связи в Крыму гражданами, выезжающими на отдых, выросло по услугам доступа к интернету на порядок и даже превысило уровень домашнего потребления. Практика ФАС России нашла закрепление в законе «О связи».

«В России имеется опыт рассмотрения дел в отношении крупных мировых цифровых гигантов, таких как Google, Microsoft, Apple, компаний — мировых лидеров. Если всего семь лет назад, в 2012 году, список крупнейших компаний возглавляли четыре компании индустриального мира, то сейчас все пять лидеров по капитализации — цифровые компании. Ежегодный рост капитализации цифровых гигантов впечатляет: порядка 30–60%. В ряде секторов (в т.ч. энергетика, банки и др.) новые цифровые компании заняли доминирующие позиции, осуществляя значительное влияние на реальный сектор экономики», — продолжил спикер.

Замглавы антимонопольного ведомства отметил, что ситуация с рассмотрением дел о нарушениях антимонопольного законодательства за последние годы претерпела существенные изменения и практика антимонопольного ведомства иллюстрирует необходимость вносить коррективы и в работу антимонопольных органов, и в нормативно-правовое регулирование.

«Рыночная власть на цифровых рынках определяет использование больших данных, алгоритмов, пулов прав интеллектуальной собственности, нулевые транзакционные издержки, сетевые эффекты. Рынки концентрируются вокруг платформенных решений, являются многосторонними, монетизация доходов формируется в сопряженных сферах. Меняются условия сделок слияний и приобретений, меняется характер нарушений антимонопольного законодательства», — добавил Анатолий Голомолзин.

Замглавы ФАС подчеркнул, что в целях учета современных реалий разработан «пятый антимонопольный пакет», дорабатывающий инструменты работы ведомства, задающий целый ряд направлений по совершенствованию антимонопольного законодательства. В частности, речь идет об уточнении понятия доминирующего положения на рынке, совершенствовании процедур выявления и пресечения нарушений антимонопольного законодательства, а также процедур контроля сделок слияний и приобретений.

Он рассказал, что с целью реализации «дорожной карты» на базе Экспертного совета ФАС России по информационным технологиям создана открытая рабочая группа и разработана концепция законопроекта по установлению требований по предустановке отечественных приложений, удаляемости приложений для абонентских устройств, реализуемых на территории Российской Федерации. При подготовке своих предложений ФАС учитывала в том числе собственный опыт рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства.

«Так, исполняя требования мирового соглашения с ФАС России, Google в настоящее время обеспечивает и в течение шести лет будет обеспечивать возможность установки на мобильные устройства браузеров поиска российских производителей путем реализации «окна выбора», который нельзя игнорировать. Сейчас в окне выбора пользователь выбирает из трех поисковых машин: Google, Mail и «Яндекс». В результате за год доля российского разработчика «Яндекс» на рынке поиска выросла с 37 до 52%. Приведенные данные подтверждают эффективность канала предустановки», — прокомментировал Анатолий Голомолзин.

«Учитывая особенности функционирования глобального рынка приложений, ФАС России считает, что наилучшим способом обеспечения недискриминационного доступа на рынок является введение требования по предустановке российских приложений определенной функциональности на стадии производства устройств. Для обеспечения информационной безопасности важно обеспечить возможность полной удаляемости сервисных приложений без ущерба функциональности сервисного программного обеспечения. Крайне важно, чтобы обе меры были реализованы одновременно — предустановка (в том числе в форме «окна выбора») и право потребителя на удаление приложений», — добавил он.

Была затронута важная тема — обеспечение доступа операторов связи и интернет-провайдеров в многоквартирные дома.

«Говоря о развитии цифровой экономики, нельзя забывать об эффектах ее развития для наших граждан: если у гражданина отсутствует возможность получения современных услуг надлежащего качества по доступным ценам, то есть в условиях конкуренции, граждане не смогут воспользоваться благами цифровой экономики».

«Ввиду неурегулированности вопроса в ФАС России продолжают поступать многочисленные обращения граждан о невозможности выбора оператора связи в многоквартирном доме, о завышенной стоимости и плохом качестве предоставляемых услуг связи единственным оператором связи, а также о злоупотреблениях управляющих организаций в части предоставления доступа к общедомовому имуществу собственников с целью предоставления услуг связи жильцам многоквартирных домов», — пояснил он.

Подводя итоги уходящего года, Николай Орлов, заместитель генерального директора «Триколора» по контентной политике, выступил с критикой о возможном принятии законопроекта о создании общероссийской системы интернет-трансляций телеканалов первого и второго мультиплексов.

Законопроект в текущем виде не решит проблему обеспечения единого информационного пространства. Сейчас в соответствии с законом операторы обязаны транслировать два мультиплекса во всех средах, что операторы и делают.

«С 2005 г. действует концепция единого пространства. На примере «Триколора» эта концепция рушится. Нас принуждали встроить плеер «Витрины». Мы отказались, у «Триколора» забрали ряд каналов. Пользователи стали жаловаться не только нам, но и в Роскомнадзор. Кроме инициаторов законопроекта никто не понимает, почему так должно происходить. Мы решили, что и в дальнейшем встраивать такой плеер не будем», — рассказал в ходе дискуссии Николай Орлов.


Артем Крицын, и. о. директора ФГБУ «Координационный центр Межправительственной комиссии по сотрудничеству в области вычислительной техники», подведомственного Минкомсвязи России, значимым событием уходящего года отметил запуск акселератора совместно с координационным центром межправительственной комиссии по сотрудничеству в области вычислительной техники и SAP, нацеленный на развитие и поддержку цифровых решений участников российской экосистемы, техническую помощь в разработке их ПО, сертификацию их продукции, совместное продвижение и позиционирование их ПО, а также включение совместно разработанных решений в глобальный продуктовый портфель SAP.

Наталья Коваленко, партнер и руководитель телекоммуникационной группы «Пепеляев Групп», затронула тему электронного НДС. «Глобальные принципы налогообложения меняются, меняются правила уплаты НДС при оказании иностранными компаниями в России услуг в электронной форме. Эти изменения касаются не только иностранных поставщиков данных услуг, но и российских покупателей. С этого года поставщики электронных услуг для российских юридических лиц обязаны самостоятельно уплачивать НДС», — отметила Наталья. Поскольку опыт с уплатой этого налога с операций в пользу российских физических лиц оценен положительно, то распространение такого же режима на операции в пользу российских юридических лиц на первый взгляд кажется логичным продолжением.

Такое регулирование вызвало не только протест бизнес-сообщества, но и целый ряд вопросов о применении новых правил. Ответы на многие из этих вопросов до сих пор не дали ни Минфин России, ни ФНС РФ, ни законодатель. Как же различного вида услуги будут квалифицироваться в качестве электронных? Безусловно, в Налоговом кодексе РФ дано базовое определение электронных услуг, но оно далеко не всегда дает возможность правильно квалифицировать услугу. Исходя из налогового законодательства, электронными признаются услуги, оказываемые через интернет автоматизированно или с использованием информационных технологий. Легко привести ряд примеров со спорной квалификацией: техническая поддержка и доработка программного обеспечения (ПО); предоставление доступа к интернету и оказание внутригрупповых услуг через внутреннюю сеть; маркетинговые, бухгалтерские, иные услуги, если их использование происходит через электронные сервисы (сайты, порталы и т. п.), но не через электронную почту; услуги по администрированию информационных систем, оказываемые через ИТС в ручном режиме. В законодательстве определение электронных услуг не настолько детализировано, чтобы описать все возникающие на практике ситуации, а разъяснения регулятора по этому вопросу отсутствуют, соответственно, возможно возникновение большого количества налоговых споров, связанных с квалификацией услуг и их обложением НДС по новым правилам.

Вызывает вопрос то, как будет производиться вычет НДС по электронным услугам. Известно, что до появления новых правил обязанность иностранной компании по уплате НДС исполнял налоговый агент. Это касалось всех видов услуг, местом реализации которых признавалась территория РФ. В настоящее время упразднена норма, позволяющая налоговому агенту получить вычет НДС по электронным услугам, если иностранная компания не встала на налоговый учет в России и местный покупатель исчислил и уплатил налог за иностранную компанию. Даже внутригрупповые услуги не являются исключением. И это только одна из сложностей, которые могут возникнуть с вычетом НДС.

Очевидно, что вместе с новым регулированием появилось много вопросов, проблем и неопределенностей, разрешать которые необходимо в самое ближайшее время, чтобы вместо удобства ведения бизнеса в России иностранные компании не получили увеличения налогового бремени.

Руководитель проектного офиса по реализации программы «Цифровая экономика РФ» Аналитического центра при правительстве Владимир Месропян отметил, что сейчас рынок совершенствуется, самый значимый и ключевой канал сбыта — цифровой. Люди осознают, как много можно заработать на цифре. Именно сейчас производители оборудования предлагают платформенные решения, а государство в свою очередь поддерживает проекты — от стартапов до крупных, призывает инвестировать в них денежные средства.

Вторая сессия конференции была посвящена новым технологиям — как в современных реалиях оставаться на плаву, получить внимание пользователей.

Директор по развитию телекоммуникационной продукции Концерна «Созвездие» (холдинг «Росэлектроника» ГК «Ростех») Александр Минов представил концепцию развития российского оборудования для 5G. Сейчас проблема развития сетей пятого поколения связи упирается в частотный вопрос. Наиболее привлекательным диапазоном для сетей 5G являются частоты 3,4–3,8 ГГц, поскольку мировые вендоры при производстве оборудования будут ориентироваться на этот диапазон. В России же он занят другими пользователями, в том числе силовыми ведомствами и спецслужбами.

Константин Смирнов, директор цифровых продуктов «НТВ-плюс», представил стратегию развития компании: «История цифровых продуктов в «НТВ-плюс» началась в 2010 году. Компания всегда была главным вещателем спортивного контента в России, именно тогда и начались продажи спортивного контента в интернете». В 2012 году создали федеральный канал на базе спортивного контента — «Матч ТВ». [СКЮ1] В одночасье «НТВ-плюс» перестало быть правообладателем, так как собственного контента не стало. Была перенята так называемая стратегия once to shop [СКЮ2] на примере американского магазина Walmart — место, где человек может купить все — от носков до автомобиля. В итоге компания делает ставку на развитие собственного пакета премиальных платных тематических каналов и завоевание значительной доли рынка в этом сегменте.

Григорий Запорожский, руководитель по развитию продаж облачного провайдера #CloudMTS, представил свою стратегию развития компании: «МТС уже давно не просто телеком-оператор. Мы конкурируем на цифровых рынках: у нас создан и развивается целый ряд digital-направлений, таких как искусственный интеллект, большие данные, облака, телемедицина и даже киберспорт. Особые перспективы мы видим в облачном направлении бизнеса, которое компания развивает под брендом #CloudMTS. Облака позволяют как нашим клиентам, так и самому бизнесу МТС быстро внедрять инновации, сокращая время вывода новых сервисов на рынок».

Евгений Соломатин, руководитель программы МИРБИС «MBA — Телеком», рассуждал, возможен ли цифровой детокс в наши дни.

В связи с новым витком технологического роста появилась цифровая экономика. Идет курс на развитие концепции «Индустрия 4.0». Именно операторы являются чуть ли не эксклюзивными владельцами тех «цифровых следов», именно операторы знают: какой ресторан или фитнес-клуб мы посещаем, по каким улицам мы ходим, что мы едим, с кем мы спим, кому мы звоним, в какие социальные сети мы заходим в интернете, на какие сайты и страницы, когда и откуда. Они даже знают, что и где мы покупаем. Они знают, как функционирует современный digital-бизнес. И все digital-сервисы невозможны без них, операторы стали превращаться в центр зарабатывания денег. Без их инфраструктуры сбора, передачи, хранения, обработки и анализа данных цифровая экономика невозможна, так же как и невозможен цифровой детокс в современном мире.