20 Декабря, 2019 Пятница

Развитие экотуризма в рамках реализации нацпроекта «Экология»

Москва, Пресс-центр РБК, ул. Профсоюзная 78, с.1
В архиве

Национальный проект «Экология» реализуется в рамках майского указа президента Владимира Путина о национальных целях и стратегических задачах развития России на период с 2019 до 2024 года. Развитие экологического туризма является одним из ключевых направлений нацпроекта. Для успешного продвижения этого направления необходим комплексный подход государства, включающий в себя совершенствование правового поля, вовлечение МСП в создание инфраструктуры особо охраняемых природных территорий, эффективное партнерство с местными властями. Какие приоритетные задачи по развитию экотуризма определены на ближайшие 5 лет? Что препятствует росту природного туризма? Как привлечь инвестиции в «зеленый» туризм? Как продвигать экотуризм на российских и зарубежных рынках?

Ответы на эти и другие вопросы дадут представители власти, бизнеса и ключевые эксперты отрасли в рамках пресс-конференции, организованной Минприроды России и медиахолдингом РБК.

Билет действителен только при подтверждении регистрации менеджером.

В архиве
Модератор
Кирилл Токарев
шеф-редактор и ведущий телеканала РБК
Приглашены к участию
Андрей Барышников
директор ФГБУ «Информационно-аналитический центр поддержки заповедного дела»
Роман Скорый
президент Национального туристического союза
Александр Железняк
эксперт ОНФ, учредитель АНО «Национальная туристическая инициатива»
Наталия Шабалина
кафедра рекреационной географии и туризма географического ф-та МГУ имени М.В.Ломоносова, к.г.н., доцент
Ксения Гаспарян
директор по развитию благотворительного фонда «Заповедное посольство», эколого-просветительский центр «Заповедники»
Андрей Лапшов
руководитель проекта «Зелёное кольцо России»
Андрей Перегудов
управляющий партнёр проекта «Медвежья Гора»
Александр Елисеев
директор по развитию оздоровительного центра Academy Vitality
Леонид Гункевич
генеральный директор УК ТРК «Гора Белая»
20 декабря 2019, пятница
11:30 — 12:00
Регистрация участников, приветственный кофе-брейк
12:00 — 13:30
Среди тем:
Стратегии развития экотуризма в рамках реализации нацпроекта «Экология»: приоритетные направления и ключевые задачи 2020
Финансовые инструменты и алгоритмы привлечения инвестиций в «зеленый» туризм
Инфраструктура для экотуризма: барьеры и пути решения
ГЧП в реализации экологических проектов
«Экономика впечатлений»: спрос на экопутешествия
Опыт развития экологического туризма на особо охраняемых природных территориях России
Экологическое просвещение населения: продвижение регионов РФ через кино и медиа
Активация «точек роста» инфраструктуры экологического туризма

Поток эко-туристов к 2024 году может увеличиться до 10 млн человек

На площадке РБК в пятницу состоялась конференция «Развитие экотуризма в рамках реализации нацпроекта «Экология». В ней приняли участие представители Минприроды, в частности руководитель Информационно-аналитического центра заповедного дела, а также глава Национального туристического союза, эксперты и бизнесмены.



Они обсудили главные вопросы и сложности, связанные с развитием экотуризма: как сделать привлекательными экопарки для туристов, заинтересовать бизнес, интегрировать в проекты местное население и при этом не навредить самим природным системам.

«Тема экологического туризма, с одной стороны, нова, но с другой — стара как мир. Это познавательный туризм, который позволяет приблизиться к природе», — первым взял слово директор Информационно-аналитического центра заповедного дела Андрей Барышников.

Основные задачи в этом направлении — развивать существующие природоохранные территории и создавать новые — были закреплены в указе президента от 7 мая 2019 года, напомнил Барышников. «Планируется создать 24 новые территории, шесть из которых будут в Крыму, а также увеличить поток туристов», — рассказал Барышников.

По его данным, в этом году нацпарки посетили 8,5 млн человек, а к 2024 году эта цифра должна вырасти до 10 млн. Впрочем, представитель Минприроды оговорился: цифра в 8,5 млн не окончательная, финальная будет озвучена в январе 2020 года. Коррективы могут возникнуть из-за того, что Росзаповедцентр и Росстат используют разные методологии подсчета. И в этом, признался Барышников, тоже есть определенные трудности, которые еще предстоит преодолеть.

Привлечение потока туристов на новые и уже существующие территории должно происходить постепенно, чтобы не навредить экосистемам и интегрировать местное население, считает Барышников.

Споры между участниками конференции вызвали вопросы о том, нужно ли сначала развивать инфраструктуру природоохранных территорий или сперва необходимо оценить поток туристов, которые эти территории реально могут выдержать.

«Но как оценить, сколько в городе лыжников, если там, например, нет подъемников», — разводил руками учредитель Национальной туристической инициативы Александр Железняк.

«У нас [в России] почти 2 млн кв. км особо охраняемой территории, но хотелось бы использовать их эффективно, не нанося ущерб природе, — взял слово Роман Скорый, президент Национального туристического союза.

Он отмечал, что один из негативных примеров, когда объект культурного наследия оказался не готов к приему туристов, — это Байкал. Туда ежегодно едет большое количество туристов, но для них не создано всех необходимых условий. «Нам нужно как можно скорее взять эту ситуацию под свой контроль», — говорил эксперт.

Даже для небольших парков необходимо строить парковки, информационные центры, магазины, как минимум открывать туалеты, соглашались все участники конференции. А для удаленных объектов — строить отели и прокладывать экотропы, а уже потом массово звать туристов. Потому что, только создавая адекватную инфраструктуру, можно защитить природу. В то время как отдых «дикарями» наносит ей непоправимый вред.

В подтверждение этих тезисов Александр Железняк привел статистку — так, 95% туристов — это люди, которые готовы выйти на дневную прогулку, но им необходимо вечером вернуться в комфортные условия. И только 5% тех — кто ходит с 70−80-литровыми рюкзаками самостоятельно по сложным трассам.

«Люди хотят наслаждаться природой, а не переживать из-за карт или разрядившихся навигаторов, — отметил Железняк. — При этом стихийный поток даже в одну тысячу туристов может нанести очень большой ущерб заповеднику. Поэтому первое, что нужно сделать для туристов, — это экотропы и навигацию. Мы сделали навигацию на Севастопольской тропе, и люди стали меньше теряться. Меньше стало обращений в МЧС».

Еще одна проблема — это взаимодействие с местным населением, говорит директор по развитию благотворительного фонда «Заповедные тропы» Ксения Гаспарян. На начальной стадии развития объектов местные жители могут быть против, но именно с их поддержкой можно развивать экотуризм и сохранять культурные объекты, например деревянное зодчество в деревнях. «Можно развивать сельский туризм и размешать людей в домах», — отметила Гаспарян.

Именно местные жители потом встают на защиту экотуризма, когда понимают, что потоки туристов приносят им больше денег, чем собирательство в лесу, говорила Ксения.

При этом для строительства новых объектов и прокладки экотроп лучше привлекать профессиональных экспертов, а не экспериментировать на объектах, заметила доцент кафедры рекреационной географии и туризма МГУ Наталья Шабалина. По ее мнению, очень важно просвещать население и в первую очередь — детей. «Узнай, полюби и сохрани», — соглашалась Гаспарян.

Но налаживать взаимодействие нужно не только с местным населением, но и с бизнесом. Участники конференции соглашались: сейчас предприниматели либо слабо взаимодействуют с парками и руководством нацпарков, либо сознательно уходят в тень. «Законы у нас для самых упорных», — посетовал Леонид Гункевич, представитель туристического кластера «Гора Белая».

Участники конференции уверены, что потоком туристов можно управлять искусственно уже после создания инфраструктуры: рекламируя объекты и снимая про них фильмы. Главное, чтобы сами парки и территории были готовы к приему гостей.

«Многие страны зачастую искусственно придумывают истории, чтобы завлечь туристов. Например, одна из авиакомпаний финансировала производство нескольких фильмов про Японию, чтобы увеличить авиапоток между Китаем и Японией», — рассказывал Роман Скорый. В итоге число рейсов из Китая в Японию в конкретный город, который фигурировал в фильмах, увеличилось с одного рейса в неделю до трех рейсов в день.

«Есть у нас озеро Эльтон, оно соленое и прозрачное, подобный объект есть в Японии, и там люди платят бешеные деньги, чтобы туда попасть и сфотографироваться. Там нереальное количество народа», — говорил Барышников. Все дело в правильном маркетинге, соглашались участники конференции.

Хотите провести мероприятие или стать партнером?
Закажите обратный звонок и наш менеджер свяжется с вами в ближайшее время