Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

10 Февраля Понедельник

Открывающая сессия РБК: «Рынок продовольствия и напитков»

Москва, Павильон №8, конференц-зал, ЦВК «ЭКСПОЦЕНТР»
В архиве
Открывающая сессия РБК: «Рынок продовольствия и напитков: курс на экспорт, здоровый образ жизни и органику»

Продовольственный рынок России стремительно меняется. В 2020 году вступает в силу закон «Об органической продукции», который даст новый статус и возможности производителям данной продукции. Вместе с этим, на рынке расширяется линейка новых продуктов питания, появившихся в результате научных разработок. Борьба за потребителя ведется по всем фронтам. К традиционному выбору между ценой и качеством добавляются новые критерии оценки: вкус, польза, удобство и скорость доставки.

Какие возможности и вызовы стоят перед участниками рынка и какие решения необходимо принять власти и бизнесу, производителям и дистрибуторам для обеспечения устойчивого роста потребления продуктов питания в России?

Билет действителен только при подтверждении регистрации менеджером.

В архиве
Модератор
Андрей Левченко
ведущий, телеканал РБК
Спикеры
Оксана Лут
заместитель министра сельского хозяйства РФ
Владимир Платонов
президент, МТПП
Людмила Зуева
старший менеджер Центра компетенций в АПК КПМГ в России и СНГ
Олег Мироненко
исполнительный директор, Национальный органический союз России
Дарья Лисиченко
генеральный директор «Город-Сад»

Профессиональный опыт

С 2008 года Дарья руководит фудкортом  «Экомаркет» в Коньково. В 2015 году Дарья основала проект "Город-Сад" - сеть супермаркетов натуральных и здоровых продуктов.  На сегодняшний день в Москве открыто уже 6 магазина «Город-Сад», в ближайшее время ожидается еще 4 открытия. Также Дарья является Президентом фонда по борьбе  с инсультом ОРБИ.

10 февраля, понедельник
10:00 — 10:30
Регистрация участников. Приветственный кофе-брейк
10:30 — 11:45
Открывающая сессия
Макроэкономические драйверы: о чем говорят глобальные тренды?
Продовольственный рынок России: курс на биотехнологии и ЗОЖ
Экспортный потенциал отечественных продуктов питания и напитков
Закон «об органической продукции»: новые возможности и ограничения
Инфраструктура и логистика как драйвер развития дистрибуции
Динамика развития отрасли виноградарства и виноделия: увеличение объема производства и экспортного потенциала
Онлайн-ритейл: точка роста или новый виток конкуренции?

На «Продэкспо» рассказали о проблемах рынка органических продуктов

В понедельник, 10 февраля, в рамках крупнейшей международной выставки продуктов питания «ПРОДЭКСПО-2020» состоялась сессия «Рынок продовольствия и напитков: курс на экспорт, здоровый образ жизни и органику». В ходе нее представители рынка органической продукции и члены торгово-промышленных палат обсудили исполнение недавно вступившего в силу закона «Об органической продукции», проблемы отрасли, борьбу с гринвошингом и участие государства в развитии органического производства продуктов.

Вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Елена Дыбова заявила, что считает роль государства одним из важнейших критериев эффективности рынка органической продукции. «Мы сейчас понимаем, что мы в самом-самом начале пути, хотя у нас есть предприниматели, которые готовы этим заниматься, — подчеркнула она. — Но если государство не выстроит нужную инфраструктуру, которая будет поддерживать и создавать условия для органического земледелия, то это будет сложно». Она сослалась на опыт европейских стран: по ее словам, Германии понадобилось 15 лет, чтобы выстроить эту индустрию. «Это капиталовложения на науку, селекцию, генетику, семеноводство, на то, чтоб выстроить систему ветеринарного сопровождения, это специальные программы финансирования и колоссальные затраты государства на выстраивание системы сертификации и прослеживания качества производства на каждом этапе», — подчеркнула Дыбова. Также она посчитала, что важнейшая задача для российского органического рынка сейчас «насытить внутренний рынок», чтобы сократить объемы импорта. «Еще один важный момент — платежеспособность населения», — сказала эксперт. — Нужно, чтобы наши люди могли себе позволить купить мясо в три раза дороже только потому, что оно без пестицидов.

Введенные западными странами против России санкции — «это огромнейшая помощь российским фермерам», развил ее мысль президент Московской торгово-промышленной палаты (МТПП) Владимир Платонов. О развитии рынка, по его мнению, свидетельствует уже то, что на «ПРОДЭКСПО» в 150 павильонах выставлена органическая продукция. «Я уверен, что эта выставка соберет специалистов, которые дальше будут работать в этом направлении, а МТПП — это площадка, куда приходят предприниматели со своими проблемами, чтобы правильно находить пути решения», — сказал он. — Органика — это то, что будет активно развиваться, а Россия — наилучшая площадка для такого развития». Для развития рынка в первую очередь нужна инициатива предпринимателей, считает Платонов, а государству нужно «навести порядок, чтобы была реальная конкуренция, чтобы выявлялись недобросовестные производители». Он добавил, что на площадке МТПП регулярно собираются «эксперты для мозговых атак», которые обсуждают в том числе ситуацию на рынке органики.

Несмотря на существующие проблемы, показатели, связанные с органической продукцией, продолжают расти. Об этом в ходе сессии рассказала старший менеджер Центра компетенций в АПК КПМГ в России и СНГ Людмила Зуева. Если в США и Европе рынок органики оценивается в $100 млрд, то к 2024 году ожидается его удвоение, а в России уже в этом году оценка внутреннего рынка России может составить $250 млн, а к 2024 году она вырастет до $4 млрд. «Существенные темпы роста объясняются тем, что спрос на продукты органического происхождения растет гораздо быстрее, чем увеличиваются подходящие земельные площади, — пояснила Зуева. — В этом отношении у России есть неплохие шансы занять долю на рынке органической продукции». Сейчас имеется много факторов, указывающие на то, что органика — это перспективное направление, но на данный момент в России для ее производства используется менее 1% земельного банка, рассказала Зуева. По ее словам, проблема заключается в длительности перехода от традиционного хозяйства к органическому.

Исполнительный директор Национального органического союза России Олег Мироненко назвал вступление в силу закона «Об органическом производстве» (это произошло в начале 2020 года) важнейшим событием для рынка органической продукции. «К сожалению, мы можем констатировать, что целый ряд подзаконных актов, которые вступили в силу, вступили в силу слишком поздно, — добавил он. — Мы увидели, что в магазинах такая паника — надо снимать товар с полки или не надо». В связи с вступлением закона в силу возникли несколько вопросов, рассуждает эксперт. Первый — готово ли государство инвестировать в это направление? По словам Мироненко, пока в России нет федеральной программы, связанной с поддержкой органического сектора. «Такая программа обсуждается, она вступит в силу со следующего года, но мы теряем год развития», — добавил эксперт.

Следующий вопрос, по его словам, заключается в том, кому можно доверить проверку сертификации органического товара на полках магазинов и борьбу с гринвошингом (экологичным позиционированием компании или товара без достаточных для этого оснований). «Сейчас количество гринвошинга на полке не позволяет приходить туда нормальному производителю, — уверен Мироненко. — Нужно дать уверенность потребителю, что то, что он покупает, есть органика как таковая». Еще один вопрос заключается в том, кому можно доверить наблюдение за рынком органики, добавил эксперт.

Генеральный директор сети магазинов «Город-Сад» Дарья Лисиченко также положительно оценила принятие закона «Об органической продукции». «Мы очень давно ждали, когда в стране будет создана нормальная нормативно-правовая база, которая помогала бы производителям идти по пути органического производства», — сказала она в ходе дискуссии. Ее компания с каждым годом наблюдает повышение спроса на соответствующую продукцию. «Рынок здорового питания — а органика является флагманской продукцией в здоровом питании — растет кратными цифрами, — заметила Лисиченко. — Мы видим интерес к нему не только со стороны таких небольших сетей, как наша, но и со стороны крупной розницы, так что это движение — очень правильное». Она также сообщила, что видит в России огромный потенциал внутреннего рынка к развитию сферы органической продукции. При этом при покупке органики есть два фактора, подчеркнула Лисиченко: «Люди ищут продукты, лучшие с точки зрения состава, более чистые и полезные для здоровья, и при этом они не готовы переплачивать за эту продукцию». Эти критерии эксперт назвала вызовами российскому сельхозбизнесу.

Хотите провести мероприятие или стать партнером?
Закажите обратный звонок и наш менеджер свяжется с вами в ближайшее время