25 Августа, 2020 Вторник

Образование будущего: тренды, вызовы и новые возможности

Москва, платформа Zoom
В архиве

Вопросы цифровой трансформации в образовании находятся на острие актуальности. Современные технологии меняют привычные форматы обучения, помогают адаптировать систему образования под новые потребности аудитории. Новые игроки активно продвигают свои решения, обостряя конкуренцию, инвесторы оценивают edutech как новый перспективный сегмент и инвестируют в образовательные стартапы. Какие тренды определяют развитие рынка сегодня и что ждёт его участников завтра? Какие законодательные инициативы готовит регулятор? Какие шаги необходимо сделать поставщикам образовательных услуг, чтобы укрепить свои позиции и какие возможности у них есть для того, чтобы расширить своё присутствие на рынке?

Прямая трансляция с 11:00 до 13:00 будет доступна:

В архиве
Модератор
Кирилл Токарев
шеф-редактор и ведущий телеканала РБК
Спикеры
Антон Голубев
директор департамента управления проектами Hikvision Russia
Сергей Саминский
президент СРО Ассоциация «Школа без опасности»
Михаил Кожевников
президент Группы компаний «Просвещение»
Александр Тормасов
ректор Университета Иннополис
Валерий Ермаков
вице-президент по работе с корпоративным и государственным сегментами ПАО «Ростелеком»
Евгений Хуснутдинов
директор департамента комплексной безопасности ДВФУ
Александр Константинов
исполнительный директор ТехноСТАРТ
Алексей Мерзликин
руководитель проектов Радиус
Анна Седова
к.м.н., зам. директора НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России по научной работе
Марина Степанова
д.м.н., профессор, зав. лабораторией НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России
Сергей Чернов
проректор по учебной работе НГТУ
25 августа 2020, вторник
11:00 — 13:00
Среди тем:
Реализация нацпроекта «Образование»: новые шаги к повышению конкурентоспособности высшего образования России
Будущее цифрового образования: какие перемены ждут университеты?
Система цифрового образования: как потребности поколения Z меняют рынок?
Как создать безопасную среду для образования: новые требования к мерам безопасности на территории образовательных учреждений
Внедрение системы контроля и управления доступом в образовательных учреждениях
Перспективы применения систем распознавания лиц в учебных заведениях
Антитеррористическая защищенность и охрана образовательных организациях города Москвы
«Снова в школу»: обеспечение санитарной защиты школьников и студентов
Медико-профилактические мероприятия организации деятельности школ в период пандемии COVID-19
Эффективный ситуационный центр на острове: опыт ДВФУ

Образование будущего — чего ждать и к чему готовиться.

Итоги онлайн-конференции Hikvision и РБК

В рамках онлайн-конференции «Образование будущего: тренды, вызовы и новые возможности», которая состоялась 25 августа, Hikvision Russia представила решения по обеспечению безопасности в образовательных учреждениях и интерактивные решения для дистанционных занятий. Прямой эфир конференции прошел сразу на двух платформах: на странице РБК Конференции Facebook и на YouTube-канале РБК Конференции. Модератором трансляции выступил Кирилл Токарев, шеф-редактор и ведущий телеканала РБК.

Информационные партнеры конференции: деловое объединение Ассоциация Менеджеров, образовательная платформа Changellenge, информационный портал Мел, АНО «Индустрия безопасности», ICT-Online, Группа компаний «Просвещение».

В ходе мероприятия были рассмотрены актуальные в условиях современной реальности темы, такие как обеспечение безопасного начала учебного года в очном формате, тренды рынка образования, перспективы его развития и роста, цифровизация процесса обучения и внедрение новых технологических решений в российских образовательных учреждениях.

Участниками конференции стали 11 спикеров: ректор университета Иннополис Александр Тормасов, директор департамента комплексной безопасности Дальневосточного федерального университета Евгений Хуснутдинов, проректор по учебной работе Новосибирского государственного технического университета Сергей Чернов, президент Группы компаний «Просвещение» Михаил Кожевников, президент СРО Ассоциация «Школа без опасности» Сергей Саминский, вице-президент по работе с корпоративным и государственным сегментами ПАО «Ростелеком» Валерий Ермаков, директор департамента управления проектами Hikvision Russia Антон Голубев, исполнительный директор компании «ТехноСТАРТ» Александр Константинов, руководитель проектов компании «Радиус» Алексей Мерзликин, заместитель директора НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Анна Седова, заведующая лабораторией НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Марина Степанова.

О комплексных системах безопасности учебных заведений рассказал директор департамента управления проектами Hikvision Russia Антон Голубев. «Сегодня одной из главных задач является обеспечение комфортной безопасной среды для всех участников образовательного процесса: учеников, преподавателей и родителей», — отметил в своем выступлении Голубев. Представитель Hikvision Russia также поделился текущими запросами со стороны заказчиков в лице университетов и школ. По словам спикера, в августе наблюдался повышенный спрос на тепловизионные решения для измерения температуры и термографические системы контроля доступа в преддверии начала учебного года. «Если в марте, апреле и мае — во время режима самоизоляции и дистанционного обучения — образовательные учреждения занимали выжидающую позицию, то после того, как Правительство РФ объявило о старте нового учебного года в очном формате, в августе именно университеты и школы стали основными заказчиками тепловизионных решений и систем для детекции наличия защитной маски». Помимо решений безопасности, Антон Голубев также представил интерактивные цифровые системы для организации дистанционного обучения с максимальным уровнем вовлечения аудитории.

Исполнительный директор компании «ТехноСТАРТ» Александр Константинов и Евгений Хуснутдинов, директор департамента комплексной безопасности ДВФУ, продолжили тему обеспечения безопасности учебных заведений и поделились практическими кейсами по внедрению технологических решений Hikvision, систем видеомониторинга и распознавания лиц. Так, ДВФУ оснастил кампусы, расположенные на территории более 200 гектаров, системами безопасности в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1421 от 07.11.2019, в котором прописаны требования к антитеррористической защищенности объектов Министерства науки и высшего образования РФ. По словам Евгения Хуснутдинова, в настоящее время университет прорабатывает дальнейшие шаги по расширению комплексной системы безопасности на объектах ДФВУ с учетом требований по обеспечению санитарной безопасности в условиях пандемии: «Мы остановились на стационарных тепловизионных установках, чтобы избежать необходимости контактного измерения температуры. До сих пор сотрудники службы охраны использовали ручные средства термометрии, но это неэффективно, так как ежедневно через одного охранника проходит до 12-15 тысяч человек».

Ректор Университета Иннополис Александр Тормасов, президент Группы компаний «Просвещение» Михаил Кожевников и вице-президент по работе с корпоративными и государственными сегментами ПАО «Ростелеком» Валерий Ермаков рассказали о новом тренде смешанного обучения, совмещения дистанционных практик с традиционным образованием, а также отметили необходимость в повышении цифровой грамотности всего населения страны. «Идея того, что мы в начале своей жизни чему-то учимся, а затем применяем полученные навыки, уходит в прошлое. Сегодня нам всем необходимо учиться постоянно и непрерывно. Поэтому университетам нужно задумываться о предоставлении возможностей дополнительного образования. Например, наш университет создает образовательный центр по цифровой экономике, его главной задачей будет обучение преподавателей российских университетов, которые уже дальше начнут использовать знания о цифровизации в рамках своих программ, будь то культурология, механика, экономика и любые другие непрофильные направления, так или иначе затронутые цифровизацией», — рассказал Александр Тормасов.

По словам Михаила Кожевникова, период пандемии и самоизоляции вскрыл проблемы не только цифрового неравенства населения в России, но также указал на неполноценность существующих образовательных онлайн-ресурсов: «Выяснилось, что фактически ни один образовательный ресурс на момент середины марта не удовлетворял требования основной школьной программы — они все были рассчитаны на дополнительное образование и отработку определенных навыков. В ответ на этот запрос Группа компаний «Просвещение» за короткий срок создала ресурс «Моя школа в online» с простым интерфейсом для полноценной работы с учебными материалами и заданиями, по которым занимаются в российских школах. Ресурс показал высокую востребованность — несколько миллионов заданий прошло через систему в апреле-мае. Даже в июне ресурсом продолжали пользоваться. Я уверен, что подобные онлайн-решения будут актуальны в новом учебном году, даже с учетом очного формата обучения».

О новых возможностях для модернизации образовательных процессов рассказал Валерий Ермаков. По его словам, пандемия и удаленный режим работы выступили катализаторами процесса цифровизации: «Если раньше вопросы цифровизации были на уровне общего подхода, то сегодня все отрасли, и в первую очередь сегмент образования, убедились, что этими вопросами нужно заниматься системно и основательно, начиная с инфраструктуры». Валерий Ермаков отметил, что 95% школ в России являются государственными, поэтому для реализации цифровых проектов с их участием необходим централизованный подход.

О важности обеспечения антитеррористической безопасности и перспективах отказа от магнитных пропусков в пользу биометрических систем аутентификации упомянули в своих презентациях президент СРО Ассоциация «Школа без опасности» Сергей Саминский и руководитель проектов Радиус Алексей Мерзликин. «Для того, чтобы внедрить систему распознавания лиц в учебные учреждения, я считаю, что в национальной программе «Образование» необходимо создать графу «Безопасность и охрана образовательных организаций», и по этой графе выделять бюджетные средства для установки таких систем. Пока средства на эти цели выделяются из региональных бюджетов по остаточному принципу», — считает Сергей Саминский.

Алексей Мерзликин высказал мнение, что перспективы для отказа от ID-карт и бумажных пропусков в школах есть. Он привел в пример пилотный проект, который был подготовлен компанией «Радиус» в Белгороде: «Это самая обычная общеобразовательная школа. В рамках проекта мы интегрировали систему распознавания лиц в уже существующую пропускную систему. По итогам проекта было выявлено несколько важных моментов, которые следует учитывать при установке подобных СКУД в школах: наличие близнецов в образовательных учреждениях требует дополнительной настройки терминала для повышения точности распознавания; система должна работать очень быстро, так как дети постоянно бегают и не имеют привычки задерживаться у проходного пункта». Алексей Мерзликин также представил основные сценарии использования биометрических СКУД:

— протоколирование событий посещения учебного заведения

— замена физических пропусков

— возможность оплаты в столовой с личного счета ученика

— трекинг сотрудников и учащихся на территории учебного заведения

— обеспечение доступа на территорию учебных заведений родителей и опекунов учащихся

— контроль соблюдения масочного режима

В продолжение темы оснащения школьных учреждений биометрическими системами проректор по учебной работе НГТУ Сергей Чернов отметил, что несмотря на текущие сложности с реализацией подобных проектов, данный вопрос не должен оставаться без внимания заказчиков и государственных регуляторов. «Все мы говорим о цифровой экономике, цифровой энергетике, поэтому эти технологии нужно изучать, развивать и внедрять достаточно широко, потому что это не только безопасность, но и удобство пользователей», — отметил Сергей Чернов.

В завершение онлайн-конференции к.м.н., зам. директора НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России по научной работе Анна Седова и заведующая лабораторией Марина Степанова поделились текущими требованиями Роспотребнадзора по соблюдению базовых санитарных норм безопасности и представили комплекс дополнительных мер для администраторов, руководителей и медицинских работников общеобразовательных организаций по организации деятельности общеобразовательных организаций в период распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19). «Проверка температуры каждого учащегося и сотрудника учебного заведения теми средствами, которые есть в распоряжении школ, задача, конечно, сложная. В условиях текущей эпидемиологической ситуации новые технологии, которые были представлены на конференции, позволяют сделать среду более безопасной и комфортной. Сейчас школы сталкиваются с колоссальной нагрузкой по работе с большими потоками детей на входе», — прокомментировала Марина Степанова.

Ознакомиться с материалами конференции можно по ссылкам:

https://www.youtube.com/channel/UC9UtjT4qF7SGvVdLRRbXqMA

https://www.facebook.com/RBC.Conference/live/


Какие технологии будут превалировать в вузах и школах этой осенью

1 сентября в России стартует новый учебный год, который решили начать очно. Образовательные учреждения усиленно готовятся к возвращению школьников и студентов и предпринимают все меры, чтобы обеспечить их безопасность. Однако маски, антисептики и перчатки — не единственные необходимые средства защиты от вируса. О цифровых трендах в образовании и инструментах, которые учебные заведения могут внедрить уже в ближайшее время, рассказал директор департамента управления проектами Hikvision Russia Антон Голубев.

Как будет развиваться система образования в текущих условиях? Какие задачи предстоит выполнить в первую очередь, чтобы сделать учебную среду безопасной?

Антон Голубев: Создание безопасной и комфортной среды образования — действительно сейчас первоочередная задача. Но не только для самих учащихся, но и для преподавателей и родителей.

Как мы знаем, грядущий учебный год начнется очно, и поэтому необходимо предусмотреть и обеспечить все меры по предотвращению заражений коронавирусом. Однако контролировать, чтобы все участники учебного процесса носили маски, или не допускать к учебе и работе людей с повышенной температурой без современных технологий — трудозатратно и малоэффективно. Например, можно градусником проверять каждого входящего, а можно бесконтактно измерять температуру одновременно у больших групп людей всего за 1 секунду с помощью тепловизоров.

Что касается текущих трендов, наша компания видит тенденции к изменению контроля доступа в учебных заведениях. С помощью цифровых решений следить за посещаемостью и находящимися на объекте людьми можно будет дистанционно, быстро и точно. Современные системы контроля доступа не только распознают авторизованных посетителей (учеников, учителей, родителей) по лицу, но и автоматически определяют их температуру и наличие защитной маски, делая соответствующие звуковые предупреждения и отправляя уведомления и отчеты в центр управления. Только в этом случае родители учеников могут быть всегда уверены в безопасности своих детей.

Мы также выпустили устройства для контроля потока и социальной дистанции, которые сейчас уже активно внедряют школы и вузы. Они позволяют соблюдать санитарные нормы по предельному числу людей в классах и университетских аудиториях в зависимости от метража. А контролировать все процессы, обеспечивающие безопасность учащихся, можно будет из так называемого единого Пункта управления, в который стекаются все данные устройств, уведомления и отчеты.

Что касается удаленного образования, то мы предлагаем технические решения для создания «интерактивного учебного класса». Эта дает возможность автоматически транслировать и записывать уроки, контролировать присутствие учеников на занятиях. Кроме того, мы развиваем интерактивные доски, на которых можно писать, сохранять записи в облаке, а также передавать информацию через скриншоты.

Все эти технологии наиболее востребованы сейчас именно у учебных заведений, ведь эти цифровые решения помогают сделать обучение более увлекательным и интересным, а главное безопасным и современным.

На каком уровне развития цифровые технологии сегодня? Как их законно внедрить?

А.Г: Цифровые решения на сегодняшний день находятся на таком уровне, что идентифицировать людей, например, можно не только по пропускам, но и по биометрическим данным. Благодаря технологиям мы можем оперативно посчитать количество людей, находящихся на территории учебного заведения, определить, в какой части здания или кампуса находится тот или иной человек. Такие технологии уже внедрили многие вузы, где преподаватели проходят в здание только после идентификации по лицу. В таком случае сотрудники организации дают письменное согласие на обработку персональных данных.

Что касается детсадов и школ, то для внедрения такого цифрового решения понадобится согласие родителей или опекунов. Система будет их оповещать о приходе и уходе ребенка из школы, а также быстро среагирует в случае проникновения на территорию заведения посторонних людей.

А как лично вы относитесь к контролю за детьми с помощью биометрических данных?

А.Г: Я считаю, что мы живем в период цифровой трансформации, которой не избежать.

Работа с персональными данными напоминает мне то, как мы раньше воспринимали услугу облачного видеонаблюдения: все думали о том, что видеоархив с камеры хранится где-то у незнакомых людей и опасались этого. Однако взять ту же электронную почту: все ваши письма тоже где-то хранятся, но при этом никого не пугает использование электронной почты.

Так же и здесь: те, кто борются против использования персональных данных, борются с ветряными мельницами. Цифровой трансформации не избежать, она развивается быстрыми темпами. Другой вопрос — обеспечение сохранности информации оператором, оказывающим услугу. В будущем это еще предстоит грамотно урегулировать.

Какие цифровые решения сейчас наиболее популярны? Можно ли их внедрить еще куда-то, кроме зданий учебных учреждений?

А.Г: Наиболее востребованы современные системы контроля доступа и бесконтактного измерения температуры. При этом мы готовы предложить и новые решения, которые позволяют проверять наличие повышенной температуры до прихода в учебное заведение, например в школьном автобусе. Специально для этого мы создали мобильный терминал для транспорта, который помогает идентифицировать человека, измерить его температуру, а также проверить наличие маски. Таким образом, устройство может выявлять школьников с температурой и без средств индивидуальной защиты, и не пускать их в автобус во избежание заражения других детей.

Многие задаются вопросом: пандемия кончится, а что потом делать со всем этим дорогостоящим оборудованием? Каков потенциал использования подобных технологических решений?

А.Г: Колоссальноеый. Взять, например, оборудование для измерения температуры. Повышенные значения могут быть не только при коронавирусе, но и при ОРВИ, гриппе и других заболеваниях, которые передаются воздушно-капельным путем. Купленные в пандемию устройства помогут в будущем предотвращать массовые заражения как в учебных заведениях, так и других организациях.

Некоторые наши заказчики уже рассказывали, что им удавалось на ранней стадии выявлять заболевших сотрудников и не допускать их на работу во избежание закрытия всего предприятия на карантин — представляете, какие это были бы финансовые потери для них? Так что даже приобретение дорогостоящего оборудования окупится, оно пригодится в будущем для обеспечения безопасности персонала и соблюдения мер по охране труда.

А насколько все эти технологии доступны небольшим или региональным учебным заведениям и компаниям?

А.Г: Выбор технического решения зависит от постановки задач и имеющегося бюджета. Например, количество лиц для распознавания — от нескольких сотен до нескольких тысяч. Как вы понимаете, стоимость внедрения технологий во многом зависит от масштаба и охвата, так что она может варьироваться. Мы готовы предложить учебному заведению или компании любого размера наиболее оптимальную конфигурацию цифрового решения.


Бизнес-новость. Онлайн-конференция РБК и Hikvision «Образование будущего»