24 Декабря, 2020 Четверг

Public Talk «Тренды рынка труда во время пандемии»

Москва
В архиве

«Любые вызовы помогают провести изменения быстрее»

О том, с какими вызовами столкнулся столичный центр занятности населения «Моя работа» во время пандемии и как удалось наладить работу сервиса в кризисный период, рассказывает руководитель службы Роман Шкут.

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба

— Последствия кризисного 2020 года мы будем анализировать еще долго. Какие итоги можно подвести уже сегодня?

— Для службы занятости Москвы «Моя работа» этот год оказался серьезным вызовом и проверкой на прочность. Вся команда нашей системы работала в COVID-кризис в мобилизационном режиме и смогла продемонстрировать свою эффективность. Если бы мне кто-то в начале года сказал, что мы сможем оперативно перейти в дистанционный формат и полностью работать в режиме онлайн, я бы точно не поверил. За кратчайший промежуток времени, мобилизовав в апреле все ресурсы, мы полностью перешли на онлайн-режим и продолжили выполнять обязательства перед москвичами.

— Какие меры были приняты в этот сложный период для жителей столицы?

— Сергей Собянин, посетив флагманский центр в самый напряженный момент, принял решение увеличить компенсационные выплаты москвичам до 19500 руб. Федеральное пособие по безработице также выросло до 12130 руб. Всей системе службы занятости была поставлена задача помочь людям в трудной жизненной ситуации, выплатить в кратчайшие сроки все пособия и продолжать трудоустраивать. Конечно, это невозможно было реализовать, если бы наша система была не готова заранее. В прошлом году мы прошли очень серьезную трансформацию: произошли инфраструктурные изменения, было проведено обучение сотрудников новому стандарту качества предоставления услуг — более 1500 человек были обучены технологиям онлайн-работы, были внедрены новые бизнес-процессы. Работа, проведенная нами в 2019 году, позволила подготовить нашу службу занятости к серьезным вызовам в период пандемии.

Кроме того, в период пандемии — в условиях жесткого дефицита времени — были реализованы сложнейшие ИТ-проекты, позволившие нам первыми в России перейти на оказание услуг в формате онлайн. Результат: в этом году сайт «Моя работа» посетило 7 млн человек. Нами реализована возможность регистрации статуса безработного помимо основного портала еще и через mos.ru. Проведено увеличение ИТ-мощностей в десять раз. Обработан 1 млн звонков через контакт-центр и полностью составлены скрипты диалогов и услуг. Внедренные ИТ-решения позволили обрабатывать заявления на статус безработного на 25–30% быстрее. Например, до пандемии к нам обращалось всего 300–500 человек в день за пособием по безработице. В пиковые же дни пандемии эта цифра доходила до 7 тыс. человек. И мы справились. Мы гордимся тем, что смогли мобилизовать огромную команду сотрудников службы занятости, сохранить ее мотивацию на целый год работы в условиях многократно возросшей нагрузки. За этот год мы существенно повысили квалификацию. На мой взгляд, все задачи, которые были перед нами поставлены, реализованы успешно.

— Как этот опыт трансформировал «Мою работу»?

— Любые вызовы помогают провести изменения быстрее. Ключевое направление реформы нашей работы — цифровизация. Пандемия позволила решить за короткий промежуток времени задачу, которую мы, возможно, решали бы еще долгое время. Нам удалось полностью перевести работу в онлайн-формат. И после снятия ограничений и сейчас, на втором этапе пандемии, все заявки мы принимаем в формате онлайн. При очном посещении необходимо минимальное количество документов — главное, иметь при себе паспорт, все остальное мы запрашиваем через систему межведомственного электронного взаимодействия.

И в этом году мы реализовали совершенно новые технологии. Например, интегрировали в работу службы занятости чат-бот, который через мессенджер WhatsApp задает вопросы: интересует ли соискателя конкретная вакансия, а дальше ведет с ним конструктивный диалог. Мы поняли, что необходимо консолидировать все вакансии столицы в одной базе. Поэтому мы вышли с инициативой к поисковой системе hh.ru и уже в июне подписали с ней соглашение. Сейчас все наши соискатели могут пользоваться вакансиями этого ресурса. Вакансии актуализируются ежемесячно.

Как очень точно отметила в одном из своих интервью вице-мэр Москвы Анастасия Ракова, «благодаря эффективному взаимодействию удалось значительно расширить базу вакансий. Она выросла более чем в два раза, что помогло значительно повысить вероятность трудоустройства безработных и снизить коэффициент напряженности на рынке труда».

В 2021 году мы продолжим работу в этом направлении. Очень надеюсь, что и другие поисковые платформы — такие как «Авито», rabota.ru, superjob.ru — станут нашими партнерами.

— Что будет востребовано в будущем, на ваш взгляд?

— Другой тренд наступающего года — самозанятость. Мы активно проводим работу в нашем новом офисе на Шаболовке, 48 для помощи людям в легализации неформальной занятости — регистрации самозанятости и открытии своего дела. Проводим обучающие мероприятия и консультации, в том числе и в онлайн-формате, по вопросам выбора эффективной формы бизнеса, разработки бизнес-плана, развития и продвижения личного бренда, мерам господдержки. Регистрация самозанятых реализуется непосредственно на площадке Центра с помощью нашего партнера проекта ПАО «Сбер». За этот год более 7 тыс. безработных и граждан, ищущих работу, открыли собственное дело или зарегистрировались в качестве самозанятого.

Еще один очевидный тренд 2021 года — удаленная работа. В период пандемии произошел всплеск спроса на видео-совещания. Люди осознали, что это удобно, что можно работать без привязки к рабочему месту. И законодательно-исполнительная власть оперативно проработала проект закона об удаленной работе.

Московская служба занятости в течение этого года стала драйвером изменений в работе подобных служб по всей России.

Мы пилот, который самостоятельно на собственной площадке реализует самые смелые решения. Очень приятно отметить по итогам года, что не только регионы, но и федеральные структуры обратили внимание на то, какими методами мы действуем и добиваемся результатов. На мой взгляд, этот результат очень важен. Мы стали законодателями определенных процессов в деле борьбы с безработицей.

— Один из аспектов цифровизации — применение в работе BigData. Как вы видите развитие этого направления в своем сервисе?

— Мы планируем в следующем году использовать BigData для выявления тех, кому необходимы наши услуги, и для ускорения поиска подходящих вакансий.

Кроме того, мы используем анкету оценки уровня мотивации безработного для выстраивания соответствующей стратегии его трудоустройства. Мы внедрили кодекс ответственного получателя государственных льгот и пособий, чтобы признаваемый безработным гражданин подписывал согласие с проактивной позицией по трудоустройству. Речь об эффективном взаимодействии со специалистом службы занятости, посещении собеседований с работодателями, участии в открытых отборах, а также самостоятельном поиске работы. Это подразумевает также принятие ответственности за неправомерное получение социальных выплат по безработице и умышленное сокрытие занятости и доходов.

— Когда, на ваш взгляд, последствия пандемии на рынке труда будут устранены?

— Мы проанализировали, какие проекты будут реализованы в ближайшие пять лет в Москве, а это как минимум 37 глобальных инвестиционных стратегических проектов, которые нам дадут 545 тыс. вакансий. Я думаю, благодаря этому серьезному рывку в инвестиционных проектах, мы закроем все потребности города. Мой прогноз: если не будет серьезных ограничений, то мы сможем восстановить уровень занятости в городе доковидного периода.

В архиве
Модератор
Сергей Краснов
ведущий телеканала РБК
Спикеры
Александра Александрова
первый заместитель руководителя Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Александра Борисовна Александрова по образованию социолог, имеет степень магистра Манчестерского университета Великобритании, является кандидатом социологических наук.

Работала в компании «Уорд Хауэл Интернешнл», специализирующейся на кадровом консалтинге, подборе и развитии руководителей, занимала должность замгендиректора проекта «Кадровый резерв — Профессиональная команда страны». Была руководителем Управления государственной службы и кадров правительства Москвы, затем занимала должность председателя Комитета общественных связей Москвы.

С октября 2018 года - первый заместитель руководителя Департамента труда и социальной защиты населения Москвы. Занимается вопросами разработки и реализации мер активной политики занятости населения. При ее активном содействии началась трансформация службы занятости Москвы, открыты флагманский центр занятости населения «Моя работа» и специализированный центр занятости «Моя карьера».

Роман Шкут
директор Центра занятости населения «Моя работа»
Анна Золоторевская
председатель Гильдии устойчивого развития, корпоративной социальной ответственности и социального предпринимательства, МТПП
Валерия Дворцевая
управляющий партнер кадрового агентства «ВИЗАВИ Консалт» и федеральной рекрутинговой сети «ВИЗАВИ Метрополис»

Автор множества публикаций и признанный эксперт в различных деловых СМИ. Управляющий партнер кадрового агентства «ВИЗАВИ Консалт», соавтор всероссийского Форума HRum, спикер и модератор конференций, воркшопов, форумов.

Начала свою карьеру как научный сотрудник «ВНИИЖД». Имеет 10 лет опыта психологической диагностики и профессионального отбора. В течение четырех лет, начиная с 1993 г., возглавляла службу персонала крупного торгово-производственного холдинга. В 1997 г. основала и эффективно управляет кадровым агентством «ВИЗАВИ Консалт», входит в международную Executive Search сеть Glasford.

На данный момент «ВИЗАВИ Консалт» под успешным руководством Валерии возглавляет самую крупную в России федеральную рекрутинговую сеть «ВИЗАВИ Метрополис», которая объединяет более 40 офисов в городах России и СНГ,  что позволяет успешно вести подбор персонала по всей стране и за ее пределами. «ВИЗАВИ Консалт» несколько лет успешно реализует проект HRum, собирая на Форумах и других мероприятиях сотни HR-специалистов и экспертов из разных городов. По результатам ежегодных независимых исследований HR-рынка, проводимых журналом «Управление персоналом», «ВИЗАВИ Консалт» стабильно входит в пятерку лучших агентств по уровню качества оказываемых услуг.

Зинаида Голубова
руководитель управления по подбору и адаптации, ПАО «Группа Черкизово»
Алексей Первенцев
директор по персоналу и операционной эффективности, ДОМ.РФ
Оксана Зимохина
руководитель отдела по подбору и адаптации персонала STADA
24 декабря 2020, четверг
12:00 — 13:00
Среди тем:
Программы Москвы: флагманские проекты по трудоустройству
Новые бизнес-подходы на рынке труда
Какие кадры нужны рынку и как их подготовить?
Как выявить потребности кандидата и создать привлекательные условия в новых реалиях?
Какие программы предлагает город по устройству людей с особыми потребностями?

Уроки пандемии: как изменился рынок труда

Уходящий год кардинально поменял рынок труда, процесс подбора персонала и требования к кандидатам. Сегодня, в период продолжающейся глобальной трансформации и цифровизации, компаниям еще предстоит найти баланс, позволяющий эффективно выстраивать работу и развиваться.

Об изменениях, главных вызовах и прогнозах поговорили эксперты Public Talk «Тренды рынка труда во время пандемии».

Время перемен

Первый заместитель руководителя департамента труда и социальной защиты населения города Москвы Александра Александрова отметила, что рынок труда столицы в этом году менялся очень динамично.

«Еще в прошлом году мы говорили, что Москва – это лучший город с точки зрения масштаба и диверсификации рынка. Казалось, что найти работу при таком огромном спросе не составит труда. Эксперты всегда называли рынок столицы рынком с нулевой безработицей. С началом кризиса произошли глобальные изменения: если до пандемии безработица составляла 28 тысяч человек, то в пик пандемии она возросла в 7,7 раз до 223 тысяч человек. Мы выплатили более 17 млрд рублей в целях поддержки москвичей, потерявших доход. Сегодня московской службе занятости удалось снизить напряженность на рынке труда: мы сократили число безработных в 2 раза – до 100 тысяч, а количество предлагаемых им вакансий увеличили до 265 тысяч», – добавила Александра Александрова.

Появились вакансии в сервисной индустрии, оживилась розница, повышенный спрос отмечается на специалистов в строительной сфере и жилищно-коммунальном комплексе. Если рассматривать отраслевую структуру открытых предложений на рынке труда, то наблюдается рост количества вакансий в сферах IT, онлайн-продаж, транспорта и логистики.

«Однако с развитием цифровой экономики и переходом многих организаций в онлайн для целого ряда специалистов требуются новые современные знания. Если соискателю не хватает компетенций, мы всегда готовы «прокачать» навыки. Сейчас некоторые находятся не в самом ресурсном состоянии, чтобы хорошо показать себя. Наша задача – помочь и этим людям, научить их рассказывать о достижениях и правильно «продавать» себя работодателю», – сказала Александра Александрова.

Директор Центра занятости населения «Моя работа» Роман Шкут подчеркнул, что 2020 стал годом серьезных вызовов для московской службы занятости.

«С момента введения локдауна мы полностью перестроили все бизнес-процессы. В первые дни объявления всеобщей самоизоляции мы получали по 8-10 тысяч заявок на присвоение статуса безработного. Пособия получили более 300 тысяч человек, это существенный показатель», – рассказал спикер.

Он обратил внимание, что в пандемию значительно изменилась и сама процедура подачи заявлений: раньше люди приносили необходимый пакет документов в офисы Центра занятости, теперь же это стало возможным делать онлайн.

«Буквально за неделю Центр «Моя работа» полностью перевел все свои услуги и сервисы на дистанционный формат. Благодаря этому мы смогли помочь максимальному числу людей, оказавшихся в сложной ситуации», – добавил Роман Шкут.

Председатель Гильдии устойчивого развития, корпоративной социальной ответственности и социального предпринимательства Анна Золоторевская тем временем рассказала, что даже в кризисное время организация продолжает активно работать над проектами по трудоустройству граждан с ограниченными возможностями.

«Мы создали социальную биржу, где аккумулируем проекты партнеров по созданию рабочих мест для граждан с инвалидностью, в том числе с ментальной. У нас продолжает действовать юридическое сопровождение и льготы компаниям, в том числе из некоммерческого сектора, сформированы проекты, направленные на системное устройство на работу людей с ограниченными возможностями. Мы постоянно работаем над тем, чтобы создать для них рабочие места, и находимся в постоянном диалоге с бизнесом», – сказала спикер.

Сильные тренды

Сегодня основной тренд рынка труда, по словам Александры Александровой, – всеобщая цифровизация.

«Мы все перешли на онлайн формат, он серьезно изменил наше сознание. Если раньше около 6% сотрудников работали удаленно, то сегодня их как минимум 30%.

Компаниям еще предстоит найти четкий баланс между онлайн и оффлайн-работой. Сейчас же они занимаются «перетягиванием каната», не приходя к единому мнению относительно эффективности того или иного формата работы».

По словам Александры Александровой, многим очень нелегко работать удаленно, и часть сотрудников все равно будет вовлекаться в оффлайн. «Речь идет о тех, кто генерирует идеи, создает новые проекты или принимает кросс-функциональные решения в команде», – считает Александра Александрова.

Еще один сильный тренд рынка – рост числа самозанятых. В этом году их количество выросло до 450 тысяч человек. Это гибкий формат работы, при котором люди сами могут регулировать свое расписание, поэтому самозанятость набирает популярность, заключила Александра Александрова.

С ней согласна управляющий партнер кадрового агентства «ВИЗАВИ Консалт» и федеральной рекрутинговой сети «ВИЗАВИ Метрополис» Валерия Дворцевая. Она отметила, что с приходом удаленного формата компании столкнулись с изумлением.

«Заключалось оно в том, что наиболее эффективные сотрудники офиса «уступили» (на удаленке.-ред) свои места коллегам. Тогда перед работодателями стал вопрос об определении компетенций, необходимых для эффективной работы при дистанционном формате», – сказала спикер.

Оказалось, что для работы из дома прежде всего необходима самодисциплина, исполнительность, самостоятельность и готовность к саморазвитию, неформальное лидерство, а также умение работать без строгого контроля, добавила Дворцевая.

«И сейчас одним из трендов является то, что компании изо всех сил стараются научиться четко оценивать качества кандидатов и сотрудников дистанционно, чтобы спрогнозировать эффективность работы», – заключила она.

Директор по персоналу и операционной эффективности ДОМ.РФ Алексей Первенцев обратил внимание, что переход в онлайн потребовал не только изменения подходов к поиску персонала, но отдельного обучения руководителей, которые взаимодействуют с сотрудниками на удаленке.

По его мнению, один из трендов сегодня – продолжающийся поиск оптимальных инструментов для выявления наиболее эффективных работников на дистанционном формате.

«Мы потратили очень много времени, чтобы выработать оптимальный механизм, позволяющий выявить эффективность потенциальных сотрудников в режиме онлайн. Делать это удается с помощью тестирования, кейсовых заданий, онлайн-игр и многого другого.

Мы также сделали процесс (подбора персонала.-ред) клиентоориентированным, чтобы каждый соискатель мог дать обратную связь относительно подбора, и мы могли устранить недостатки. Это позволяет улучшать процесс, который удовлетворяет как внешнего, так и внутреннего клиента», – поделился спикер.

Прогнозы будущего года

Роман Шкут отметил, что наиболее востребованы в будущем году будут специалисты растущих и развивающихся отраслей. При этом количество вакансий уже превышает число соискателей с нужными компетенциями.

«Сейчас востребованы ИТ-специалисты, строители, профессионалы в сфере логистики и транспорта. В этих отраслях у нас спрос значительно превышает предложение», – сказал он.

Руководитель управления по подбору и адаптации, ПАО «Группа Черкизово» Зинаида Голубова считает, что в будущем году компаниям необходимо полностью перестроить систему поиска и оценки персонала и работать на опережение. Особенно это актуально в связи с высоким спросом на некоторых специалистов, которых в некоторых регионах может не хватать.

«Сейчас идет большой спрос на рабочий персонал, потому что очень быстро развивается логистика и различные сервисы доставки. Мы постоянно находимся в процессе поиска новых сотрудников и источников по привлечению персонала.

Люди перешли в онлайн, и это большое достижение, которое позволяет легче найти необходимых сотрудников. Также в этом сильно помогают центры занятости, в которые стало обращаться все больше людей. Однако для эффективного поиска и оценки потенциальных сотрудников нужно во многом пересмотреть устоявшиеся подходы и работать на опережение», – сказала спикер.

Руководитель отдела по подбору и адаптации персонала STADA Оксана Зимохина отметила, что сегодня соискатели, особенно среди молодежи, выбирают стабильные компании. Для них также важен гибкий график и максимальное соблюдение личных интересов.

«Специалисты с опытом тем временем не боятся и продолжают искать более выгодные вакансии, если их что-то не устраивает на текущем месте работы», – сказала спикер.

По ее прогнозам, в будущем году, особенно в фарм-индустрии, наиболее востребованным будут специалисты в сфере диджитал-маркетинга и менеджеры по стратегическим проектам.