25 Февраля Четверг

Коммерческая недвижимость 2021: новые горизонты

Москва
В архиве

2020 год стал вызовом для мировой экономики: пандемия, кризисные явления и падение платежеспособного спроса внесли коррективы в работу бизнеса. Отрасль коммерческой недвижимости оказалась в непростом положении: офисный рынок испытывал потрясения из-за перевода сотрудников на удаленную работу, гостиницы закрывались на фоне резкого снижения спроса, торговые центры были вынуждены нести многомиллионные убытки из-за приостановки работы, а стрит-ритейл перестраивал стратегию своей работы. Самым стабильным сегментом рынка в условиях пандемии оставались склады. По прогнозам аналитиков, в 2021 году рынок коммерческой недвижимости также могут ждать трансформации и новые подходы к организации площадей.

О ключевых изменениях рынка коммерческой недвижимости в 2021 году, новых форматах работы и перспективных направлениях для инвестиций поговорим на конференции РБК. Мероприятие объединит для открытого диалога ведущих девелоперов и экспертов рынка.

Прямая трансляция с 10:00 до 12:00 будет доступна:


*ожидается подтверждние

В архиве
Модератор
Игнат Бушухин
главный редактор РБК-Недвижимость

Карьеру в сфере недвижимости Игнат начал с должности заместителя главного редактора проекта «Квадратный метр» (Москва). С 2009 года – главный редактор портала «РБК. Недвижимость», в данный момент Игнат также является главным редактором программы «Недвижимость с Игнатом Бушухиным» на телеканале РБК. В 2016 году получил премию JOY как журналист года на рынке недвижимости.

Игнат окончил факультет журналистики Уральского государственного университета (Екатеринбург).

Спикеры
Алексей Фурсин*
руководитель Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы
Оксана Моисеева
руководитель управления коммерческой недвижимости ГК «А101»
Кермен Мастиев
директор по продаже и аренде офисной недвижимости MR Group

Кермен имеет более чем 20-летний опыт работы в области продаж коммерческой недвижимости. До своего прихода в MR Group он работал в международной консалтинговой компании Colliers International и вывел ее вместе со своей командой в число лидеров сегмента продаж офисной недвижимости.

Под руководством Кермена департамент продаж офисной недвижимости Colliers заключил ряд ключевых для отрасли сделок, включая продажу ряда девелоперских проектов компании Stone Hedge, успешную реализация на ко-эксклюзивной основе БЦ «Фили-град» в интересах MR Group, продажу ряда зданий класса А и В для размещения head office и дополнительных офисов таких компаний как «Полюс», «Альфа-банк», банк «Авангард» и др. Ранее Кермен Мастиев руководил продажами в компаниях Cushman & Wakefield и Knight Frank. До 2003 года работал в компании Росбилдинг в департаменте продаж коммерческой недвижимости.

С февраля 2021 года Кермен занимает должность директора по продаже и аренде офисной недвижимости MR Group, в том числе отвечает за реализацию одного из крупнейших проектов компании — первого в России цифрового бизнес-центра iCity.

Сергей Баранов
директор по коммерческой недвижимости AFI Development
Павел Барбашев
коммерческий директор O1 Properties
Виктория Васильева
заместитель генерального директора по оценке и инвестициям ГК STONE HEDGE
Алексей Ефимов
член совета директоров и глава департамента офисной недвижимости компании JLL

Опыт работы Алексея в JLL превышает 17 лет, и за этот долгий период он внес внушительный вклад в развитие направления по работе с корпоративными клиентами в компании, сформировав самую профессиональную команду в сфере услуг арендаторам на российском рынке. В настоящий момент возглавляет департамент офисной недвижимости компании JLL, который объединяет команды по работе с владельцами объектов и арендаторами. Является высококвалифицированным экспертом российского рынка коммерческой недвижимости; в его профессиональном портфолио есть такие крупные международные и российские компании, как «Яндекс», «Лаборатория Касперского», «Альфа-Банк», IBM, Deutsche Bank и другие.

Василь Газизулин
сооснователь и управляющий партнер проектов TopFranchise.ru/TopFranchise.com
Феликс де Витт
международный эксперт Topfranchise по выводу франшиз на рынок Европы

Продал более 150 франшиз в Германии и Бельгии. Всего в сети 7 000 франчайзи по всему Миру. Начал свою карьеру офицером в голландской армии и прослужил 18 лет. Ушел в отставку в 1998 году и купил мастер-франшизу RE / MAX на Германию. Продал более 150 франшиз в своей стране.

Был совладельцем RE / MAX — Master на севере Германии и в Бельгии в течение нескольких лет. Когда продал свою компанию в 2008 году, решил работать в качестве старшего специалиста по франчайзингу, помогая международным франчайзерам осуществить свои мечты, расширяя присутствие франшизы в Европе.

В эти годы работал с несколькими русскими франчайзи. В свободное время любит играть в гольф.

Альберт Конг
главный исполнительный директор, Asiawide Franchise Consultants Pte Ltd
Андрей Кондратюкин
директор по франчайзингу и развитию розничной сети «Инвитро»
25 февраля, четверг
10:00 — 12:00
Среди тем:
Как изменится рынок коммерческой недвижимости в 2021 году?
Какие сегменты рынка сохранят стабильность?
Инвестиции: перспективные направления и новые возможности
Какие проекты станут наиболее рентабельными и что произойдет с арендными ставками?
Как изменятся форматы офисной недвижимости?
Офисная недвижимость: какие рабочие пространства будут востребованы в 2021 году?
Что ждет рынок складов после пандемии и изменятся ли стратегии бизнеса?
Тренды в стрит-ритейле 2021
Коливинги и коворкинги – новые форматы жилья в цифровую эпоху
Тенденции развития торговых пространств в кризисный период

Как изменится рынок коммерческой недвижимости в 2021 году

Рынок коммерческой недвижимости серьезно затронули пандемия и кризисные явления прошлого года, однако сектор продолжает развиваться. Об основных трендах рынка, трансформации коммерческих площадей и прогнозах на 2021 год рассказали ведущие эксперты и девелоперы на конференции РБК «Коммерческая недвижимость 2021: новые горизонты».

Информационными партнерами конференции выступили: портал Realto.ru, газета «Строительный Еженедельник», форум «Pro Novostroy», портал «Мир Квартир», интернет-портал «НовостройСити», портал «Бюллетень недвижимости», портал BSN.ru, Arendator.ru, Arendator AWARDS, RGUD, «Строительная газета».

Поддержка бизнеса в Москве

В минувшем году многие предприниматели, в том числе владельцы коммерческой недвижимости, испытывали трудности из-за пандемии и введенного карантина, в связи с чем столичные власти оказали им поддержку. «Было принято несколько пакетов, которые включали 14 субсидий, распространявшихся на разные сегменты бизнеса: инновационный, экспортный, бизнес в сфере услуг, включая рестораны, и креативная индустрия», — рассказал руководитель департамента предпринимательства и инновационного развития Москвы Алексей Фурсин.

Он отметил, что многие инвесторы начали взаимодействие с городом, федеральными институтами развития и ведомствами. По словам Алексея Фурсина, отдельные программы коснулись кредитования бизнеса и новых условий по субсидиям. «В 2021 году мы расширили программы до 16 субсидий. В частности, добавилась субсидия, которая интересна любому предпринимателю, — это субсидирование затрат на продвижение товаров и услуг в интернете. Также добавились субсидии для креативные индустрии и льготное кредитование по новым договорам», — рассказал глава столичного департамента.

Он добавил, что власти Москвы также заинтересованы во взаимодействии с девелоперами, в том числе в рамках программы развития технопарков. В частности, для инвесторов будут предоставлять налоговые льготы и субсидии. «Второй проект мы планируем реализовать в 2021 году. Сейчас малый бизнес испытывает большую потребность в площадях нежилого назначения, но здесь важна дифференциация между сферами. Девелоперы и управляющие компании смогут дифференцировать эти сферы, чтобы в одном доме не появилось три аптеки или пять зоомагазинов. Это даст нам возможность подстраивать определенные инструментарий и предоставить субсидии для франчайзинга, а также компенсация затрат на оборудование и коммунальные платежи», — пояснил Фурсин. Он отметил, что эти программы позволит создать эффективную коллаборацию между девелоперами и городом.

Офисы и новые форматы недвижимости

Несмотря на пандемию и перевод сотрудников на удаленную работу, офисный рынок продолжает развиваться, рассказал глава департамента офисной недвижимости компании JLL Алексей Ефимов.

По его оценке, в 2021 году в Москве планируется ввести более 500 тыс. кв. метров офисных площадей, что станет рекордным показателем с 2015 года.

«В этом году, по нашим прогнозам, на московский рынок выйдет около 560 тыс. кв. м. Это максимальный объем нового строительства, начиная с 2015 года. При этом, сохранится тенденция переноса сроков ввода объектов в эксплуатацию, не все офисные комплексы будут сданы вовремя», — сказал Алексей Ефимов.

Он отметил, что спрос на офисные площади упал вдвое из-за пандемии, но в 2021 году ожидается на уровне 1 млн кв. метров, что на 20-30% выше показателей прошлого года. При этом, по словам Ефимова, в настоящее время в Москве увеличивается доля свободных площадей.

«Мы думаем, что вакансия еще подрастет, от этого никуда не деться. Вакансия на уровне 12%, которая есть сейчас, пока не кризисная. Несмотря на пандемию, свободных площадей сейчас меньше, чем было в 2014 году. Думаем, что в 2021 году вакансия будет на уровне 13-14%», — подчеркнул Ефимов.

Увеличение доли свободных офисных площадей на рынке констатирует и коммерческий директор O1 Properties Павел Барбашев. «Сейчас в Москве можно назвать около 10 офисных зданий, которые пустуют. Я думаю, что офисный рынок в этом году точно ждет вакансия в 15% как за счет оптимизации офисных площадей, так и за счет спекулятивного ввода новых объектов. При этом в центральных локациях спрос остается высоким. Абсолютным лидером здесь является деловой квартал «Белая площадь», который до сих пор остается вне конкуренции по инфраструктуре и транспортной доступности. Поэтому если смотреть на ситуацию по портфелю O1 Properties, а это около 600 тыс. кв.м. в собственности и управлении и здания расположенные преимущественно в центральном деловом районе, то уровень свободных площадей находится на приемлемом для нас уровне — около 8%», — отметил Барбашев.

По его словам, востребованным остается формат гибких офисов. «На примере нашего проекта Space 1, мы увидели изменение портрета арендатора. Если ранее это были средние компании, то сегодня в сегмент пришли крупные арендаторы, в том числе международные, которые ранее рассматривали для себя исключительно классическую аренду в классе А».

По словам директора по коммерческой недвижимости AFI Development Сергея Баранова, на рынке происходит существенная трансформация под новые требования клиентов. «Изменение бизнес-процессов ведет к уменьшению необходимого компаниям количества рабочих мест, активному использованию различных гибких пространств и увеличению общественных зон» — отметил он.

Проекты и локации

Сегодня любой новый проект коммерческой недвижимости, чтобы оставаться экономически устойчивым, должен быть многофункциональным, отмечает руководитель управления коммерческой недвижимости ГК «А101» Оксана Моисеева. При этом офисные объекты за пределами локаций, не тяготеющие к центру города, в этом смысле имеют наилучшие перспективы.

«Сейчас весьма активно развивается рынок офисной недвижимости на территории Новой Москвы. Качественные объекты могут снизить уровень маятниковой миграции в растущей локации. Но они будут работать в разы эффективнее, если смогут предложить что-то нужное и интересное не только сотрудникам офисов, но и людям, которые живут в пешей доступности от объекта. Пандемия показала, что люди не всегда могут быть мобильными, и это критично для бизнеса, которому нужна гарантированная клиентская база. Это хорошо видно в Европе, где большинство продолжает сидеть в жестком локдауне. Поэтому бизнес должен иметь возможность прийти туда, где теперь находятся их клиенты», — рассказала Оксана Моисеева.

Она отметила, что сейчас ГК «А101» строит рядом с метро «Прокшино» первую очередь Бизнес-квартала «Прокшино», в составе которого появятся ресторан на крыше, коворкинги, гибкие пространства, а также торговый центр нового формата. Более половины его пространства займут шоупойнты. Это полуоткрытые киоски, которые можно арендовать на короткий срок, чтобы привлечь клиентов и показать им свой товар. Они подходят для выставки работ, дегустаций, тест-драйвов, брендированных инстаграм-зон и т.п.

«Один из основных трендов прошедшего года, который продолжится в этом — смена локации клиентов. Вакансия в бизнес-центрах Москвы выросла до 15% — в том числе и за счет перехода на удаленку. Это плохо отразилось на окружающей инфраструктуре, где аккордно выросла вакансия в street-retail. При этом зародился другой важный тренд — инфраструктура в жилых комплексах или рядом с ними по своему уровню вышла далеко за рамки базового пула. Тем, кто перестал ездить в центр, все равно хочется ресторанов, спорта и развлечений, которые были доступны в центре города. И они поехали к своим клиентам. Рост числа операторов снизил вакансию до минимума. К примеру, в ключевых локациях Новой Москвы свободных или недействующих коммерческих объектов меньше 1%, при этом часть этого объема находится в стадии перехода от одного арендатора к другому. Тот, кто в своих проектах предусмотрит место для наибольшего числа операторов разных типов, получит наибольшую финансовую отдачу», — подчеркнула Оксана Моисеева.

О новых проектах офисной недвижимости также рассказал директор по коммерческой недвижимости AFI Development Сергей Баранов. По его словам, в настоящее время девелопер реализует два бизнес-центра общей площадью порядка 145 тыс. кв. метров, один из которых был полностью сдан в аренду в 2020 году. Второй флагманский проект — бизнес-центр AFI 2B класса «А+» — сейчас находится в активной реализации, его строительство планируется завершить в этом году. Объект площадью 50 тыс. кв. метров. расположен рядом со станцией метро «Белорусская».

«На текущий момент мы занимаемся поиском новых арендаторов», — отметил Сергей Баранов. По его словам, анализ клиентской аудитории бизнес-центра AFI2B показал, что в 2020 году потенциальные клиенты пересмотрели потребности в площадях.

«Сегодня многие клиенты переосмысливают подход размеру арендуемых помещений в пользу повышения качества самого бизнес-центра. Компании, которые в связи с полным или частичным переходом на удаленный режим работы или оптимизацией бизнеса предпочитают отказываться от неэффективных больших пространств в зданиях более низкого сегмента и арендуют площади меньшего размера для представительских целей или размещения высокооплачиваемого персонала в высококлассных бизнес-центрах», — отметил он.

В Москве началась реализация ещё одного крупного проекта — бизнес-центра STONE Савеловская рядом с одноименной станцией метро, рассказала заместитель генерального директора по оценке и инвестициям ГК Stone Hedge Виктория Васильева. «При проектировании бизнес-центра мы будем основываться на последних трендах, которые сейчас наблюдаем. Первое, чему мы хотим уделить внимание, — это общественные пространства, поскольку территория офисных центров должна являться естественным переходом от городской среды в офисную», — сказала Виктория Васильева.

Она отметила, что площадь земельного участка в 3 га позволит сформировать большую зонированную территорию, где разместятся пространства для прогулок и места отдыха, а также зоны для работы на свежем воздухе, оснащенными зарядными устройствами для гаджетов и смартфонов, и зоны со спортивной функцией. «Это будет современный проект с функциональными планировочными решения c учетом концепции healthy building c развитой инфраструктурой и спортивной функцией, которая также найдет отражение в формировании общественного пространства», — подчеркнула Виктория Васильева.

Как отметили в JLL, такие качественные проекты с учётом инфраструктуры и транспортной доступности будут востребованы у арендаторов.

Скачать презентации

Хотите провести мероприятие или стать партнером?
Закажите обратный звонок и наш менеджер свяжется с вами в ближайшее время