8 Декабря, 2021 Среда

РБК Телеком Форум 2021

Москва
В архиве
Телеком 21: эпоха глобальных перемен

Телекоммуникации (связь) и информатизация относятся к числу активно развивающихся отраслей экономики. Особое место занимает цифровая трансформация отрасли.

Операторы связи выбирают дополнительные стратегии выхода на новые рынки, коллаборации с различными игроками из самых разных сегментов, в том числе в digital-сфере.

Облачные сервисы, переход на 5G, стремительный рост ОТТ сервисов, IoT, мобильные финансы – сегодня благодаря цифре можно выйти за рамки услуг связи, доступа в интернет и традиционных телекоммуникационных сервисов.

Чего ждут участники рынка от регулятора? Поиск новых точек роста и сохранения баланса в цифровой эпохе: какие новые горизонты открывают для себя участники рынка? Каковы современные тенденции развития медиапотребления?

Об этом и не только поговорим в рамках Телеком Форума РБК.


Среди приглашенных спикеров

  • Александр Горбатько*, заместитель руководитель Департамента информационных технологий города Москвы
  • представители МТС, Билайна и других компаний телеком-отрасли

* ожидается подтверждение

В архиве
Модератор
Павел Демидович
ведущий телеканала РБК
Спикеры (сессия 1)
Сергей Колесняк
директор по развитию цифрового канала Tele2
Денис Сереченко
директор по технологической политике Microsoft в России, член совета директоров Microsoft в России
Максим Фаязов
директор по работе с органами исполнительной власти, АО «ЭР-Телеком Холдинг»
Алексей Лагутин
руководитель направления проектного внедрения MANGO OFFICE
Сергей Салов
директор, практика консалтинга EY
Алеся Мамчур
директор по стратегическому развитию ПАО «Ростелеком»
Спикеры (сессия 2)
Михаил Ковальчук
генеральный директор «Сигнал Медиа»
Алексей Борисов
директор по акселерации направление ТЭК и промышленность, Фонд «Сколково», Кластер ИТ
Алексей Бахаев
начальник управления информатизации, ГБУ «НИИОЗММ ДЗМ»
Алексей Гелецкий
директор по развитию продаж Спутниковое ТВ МТС
8 декабря 2021, среда
10:00 — 11:30
Сессия 1. Статистика отрасли: новые возможности и барьеры развития
Современная стратегия развития телеком рынка с учетом технологических трендов
Год науки и технологий: новые открытия в отрасли
Законодательные инициативы
Телеком-провайдеры на пути к созданию маркетплейсов
Развитие eSIM в России
11:30 — 12:00
Кофе-брейк
12:00 — 13:30
Сессия 2. Поиск точек роста для развития бизнеса
Кибербезопасность в телекоме
Новые возможности телекома: виртуальная реальность, медицина, интернет вещей, образование
Как найти баланс между облачными продуктами и созданием локальной инфраструктуры?
Тренды медиапотребления: как изменились привычки и запросы потребителей?
Новое поколение абонентов: какие клиентские сервисы будут востребованы в ближайшем будущем?
13:30 — 14:00
Завершение конференции

Телеком 2021: как тренды определяют будущее развитие отрасли

Телеком-отрасль давно вышла за рамки предоставления услуг связи, доступа в интернет и традиционных телекоммуникационных сервисов, предлагая клиентам все более фантастические продукты и услуги. И если футурологи могут лишь пытаться предугадывать возможные модели будущего, то представители крупнейших телеком-компаний точно знают, каким будет цифровое будущее. О новых точках роста и сохранении баланса, новых горизонтах и современных тенденциях развития медиапотребления рассказали участники конференции «Телеком 2021: эпоха глобальных перемен».

По мнению директора практики консалтинга компании EY Сергея Салова, в отрасли происходят вполне ощутимые изменения: «Мы видим, что глобальный телеком-рынок в 2021 году начал восстановление и частично отыграл потери прошлого года, что выразилось в росте капитализации». При этом пути восстановления после пандемии в различных странах и различных регионах достаточно разные. Например, Европа пережила 2021 год очень хорошо, а Северная Америка нет. Однако большинство телеком-операторов Северной Америки начинают отходить от развития цифровых экосистемных услуг и фокусируются на базовых телеком-сервисах. Сегодня США переживают стадию глобальной реструктуризации, в то время как Азиатско-Тихоокеанский регион находится в трендах. Китайские рынки чувствуют себя хорошо, особенно по сравнению с Индией и странами АСЕАН, которые чувствуют себя гораздо хуже.

Российский рынок в 2021 году начал восстановление. Операторы, которые реализуют свои системные стратегии либо стратегии развития новых цифровых услуг, достаточно уверенно опережают рост рынка. В целом с точки зрения глобальной отрасли они находятся в позиции роста и развития. Наши исследования, которые проводились среди участников отрасли по всему миру, выявили десять ключевых рисков, которые влияют на развитие отрасли как в России, так и в глобальном масштабе.

И ключевой риск, который называют наши коллеги по всему миру, — это неспособность обеспечить охват в условиях глобального взрывного роста, когда потребление трафика превышает требования инфраструктуры. Что происходит на фоне нарушения определенных цепочек поставок для развития новых сетей как в России, так и глобально. Наверное, это будет ключевой риск для отрасли на ближайшие годы.

Директор по развитию цифрового канала Tele2 Сергей Колесняк отметил: «Если говорить о цифровом клиентском опыте, то совокупный накопленный опыт на рынке растет и каждый год этот рост ускоряется. Мы видим, что потребности наших абонентов во взаимодействии с брендом через мобильное приложение и личный кабинет тоже растут. Доля клиентов, которые пользуются личным кабинетом, растет приблизительно на 20% ежегодно. И роль такого инструмента, как мобильное приложение, тоже за последние годы существенно увеличивается. По мере развития точек взаимодействия в различных отраслях потребителя приучили так или иначе взаимодействовать через «цифру».Почти половина абонентской базы взаимодействует с нами через личный кабинет и мобильное приложение. На текущий момент это 2,5 млн пользователей — ежедневная база и более 15 млн — ежемесячная. Мы видим, что в пять раз за три года выросло использование этого инструмента».

По словам Сергея, развитие мобильных приложений и формирование на их базе развернутых экосистем, предлагающих клиентам широкий спектр услуг, среди которых не только настройки тарифов, но и совершение покупок или получение справочной информации, — станут главными трендами телеком-отрасли в ближайшие годы. Например, абонентам нравится возможность делиться гигабайтами.

Еще одно перспективное направление — развитие сервисов на базе eSIM. Недавно Tele2 предоставила абонентам возможность оформлять электронную сим-карту с помощью IPS и запустила новый сервис, который дает возможность каждому жителю России получить электронную цифровую подпись, чтобы совершать удаленные заключения договоров. «Доля смартфонов с eSIM, по нашим прогнозам, будет уверенно расти. Если сейчас на рынке около 5% смартфонов, которые обладают этим модулем, то буквально через два года это будет уже четверть рынка, а дальше рост пойдет по экспоненте, технология будет проникать все дальше», — сказал Сергей Колесняк.

Директор по технологической политике Microsoft в России, член совета директоров Microsoft в России Денис Сереченко подчеркнул, что Microsoft сотрудничает с телеком-индустрией очень давно: крупнейшие операторы в мире используют широкий спектр решений компании. Но сегодня, в эру интеллектуального облака и интеллектуальных граничных вычислений, складывается уникальная ситуация — происходит синергия между ИТ и телекомом.

«Наше взаимодействие с операторами связи строится на трех базовых принципах, — рассказал Сереченко. — Во-первых, мы работаем совместно, чтобы российский бизнес мог воспользоваться всей мощью гибридных и распределенных решений на базе нашего облака. Мы верим, что эра 5G сможет обеспечить растущую потребность в новом качестве сети, необходимом для того, чтобы сервисы на основе облака и граничных вычислений создавались и функционировали с минимальными затратами и, главное, в безопасном режиме. Во-вторых, вместе мы развиваем партнерскую экосистему, а также экосистему разработчиков, которые создадут новое поколение инновационных решений для бизнеса и индивидуальных пользователей. Автоматизация производств, робототехника, дроны, дополненная и виртуальная реальность — все это очень скоро станет обыденным и привычным. В-третьих, мы помогаем повысить эффективность телеком-бизнеса. Более одного триллиона долларов требуется на построение сетей 5G, и операторам необходимо обеспечить возврат на инвестиции. Поэтому они сосредоточены на получении дополнительной прибыли, сокращении TCO, OpEx и CapEx, и облако как альтернатива построению инфраструктуры как нельзя лучше отвечает этой задаче. С приобретением Affirmed Networks и Metaswitch мы существенно нарастили экспертизу в этой области, и теперь наши решения позволяют достичь феноменальных показателей эффективности вложений».

В качестве примера Сереченко привел сотрудничество с AT&T, которая летом этого года перешла на облачную инфраструктуру Microsoft для создания новых 5G сетей.

Директор по акселерации направления ТЭК и промышленности кластера ИТ фонда «Сколково» Алексей Борисов рассказал собравшимся о взаимодействии фонда «Сколково» и телекоммуникационных компаний уровня «Ростелекома» на проектах с дополнительным привлечением мер государственной поддержки, которые фонд «Сколково» частично софинансирует. В качестве примера Алексей привел один из проектов, в котором «Ростелеком» выступал в качестве разработчика и системного интегратора, подробно описав отдельные этапы реализации — от идеи до конечного результата. Представитель «Сколково» подчеркнул значимость и коммерческую привлекательность подобных проектов для телеком-отрасли, отметив необходимость и важность использования дополнительных финансовых инструментов для финансирования и софинансирования инновационных разработок в области цифровых технологий.

Руководитель направления проектного внедрения MANGO OFFICE Алексей Лагутин рассказал о глобальных тенденциях развития отрасли: «Первое, на что мы обратили внимание, — сменилось поколение клиентов. Люди, которые родились в середине девяностых годов, сейчас становятся наиболее активной частью общества. Они формируют потребление, в том числе бизнес-услуг. При этом от современного менеджмента требуется осваивать новые, смежные направления. Недостаточно быть просто хорошим управленцем, нужно уметь разбираться во всей инфраструктуре и во всех современных трендах, которые позволяют делать бизнес более эффективным. И телеком здесь играет важную роль — за последние несколько лет количество обращений в компании через соцсети и прочие цифровые каналы связи увеличилось практически в 3 раза».

Этот тренд сохраняется, и он будет развиваться дальше. То есть, по сути, платформы объединенных коммуникаций (Unified Communications) позволяют компаниям решать целый комплекс задач: общаться с клиентами, организовывать командную работу, управлять продажами и обслуживанием.

«Мелкий и средний бизнес уже знает про наши услуги и легко перестраивается на новые технологические решения. Крупным компаниям, в отдельных случаях, трансформация дается сложнее из-за наличия масштабной инфраструктуры. Но и они, осознавая необходимость внедрения ИT-инструментов, постепенно переходят в цифровое поле. Безусловно, тренд на цифровую трансформацию будет вынуждать все компании использовать современные технологии, и потенциальный рост в этом сегменте неизбежен. В первую очередь это связано с заменой оборудования и использованием облачных сервисов для обеспечения такого функционала, как видео-, аудио- и конференц-связь», — отметил Алексей Лагутин.

Директор по развитию продаж «МТС Медиа» Алексей Гелецкий посвятил свое выступление изменениям в привычках и предпочтениях пользователей. Алексей отметил, что медиапотребление трансформируется: люди смотрят контент на разных устройствах и в разных ситуациях. А новые технологии создают все больше предпосылок для получения доступа к качественному контенту в любом месте и в любое время благодаря развитию ОТТ сервисов (аббр. от англ. Over the Top — доставка видеоуслуг и видеосигналов от провайдера через интернет). «Клиенты сейчас стали более требовательны к контенту, который получают. В частности, они хотят его получать в любом удобном для себя месте в нужное время. Даже линейное телевидение сейчас не всегда смотрят дома — часто его смотрят в дороге, метро, на даче и так далее», — сказал Гелецкий.

«Рынок OTT очень хорошо растет. Мы видим этот тренд и участвуем на этом рынке очень активно. И не просто как один из онлайн-кинотеатров, а в рамках большой экосистемы, позволяющей привлекать большее количество клиентов».

Алексей отметил все возрастающую значимость контента и его роли в привлечении новых пользователей: «Сейчас это основной драйвер рынка, и тот, кто обеспечивает возможность получить эксклюзивный контент, получает определенные преимущества».

Как показала конференция «Телеком 2021: эпоха глобальных перемен», завершающийся год был для телеком-отрасли довольно успешным. Однако новый, 2022 год, обещает побить все рекорды и вывести телеком-рынок в России на принципиально новый уровень. О том, сбудется ли этот прогноз, всем нам предстоит узнать в ближайшее время.