2 Июня, 2021 Среда

Технологии электротранспорта: как инновации меняют мегаполис?

Санкт-Петербург, стенд «Территория инноваций», павильон G
Сессия РБК ПМЭФ-2021

Транспорт и модальность движения должны радикально измениться в ближайшие десятилетия. Масштаб текущих изменений по своему качеству может быть сравним с изобретением двигателя внутреннего сгорания. Новые виды топлива и нормы экологического регулирования могут кардинально изменить парадигму в которой планируется развитие транспорта и городов. Транспортный комплекс столкнется с рядом вызовов: модернизация и приспособление существующей транспортной инфраструктуры к новым нормам, уменьшение количества транспортных средств, изменение привычек и поведения участников движения. Участникам рынка и представителям власти необходимо выработать совместную стратегию устойчивых моделей развития транспортной отрасли на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Как изменится облик городского транспорта в ближайшее время? Какие технологии способны будут повысить мобильность, безопасность и экологичность транспортных систем? Как новая мобильность изменит привычки горожан?

Покупка билета на сайте Росконгресс

Модератор
Павел Демидович
ведущий телеканала РБК
Спикеры
Дмитрий Лашин
управляющий партнёр УК Рост, Генеральный директор L-Charge
Анатолий Сморгонский
генеральный директор Gett в России
Николай Легкодимов
партнер, руководитель технологической практики, руководитель практики по работе с компаниями сектора технологий, медиа и телекоммуникаций КПМГ в СНГ
Антон Кирюхин
начальник управления по работе с клиентами транспорта и автомобилестроения Сбербанка
Антон Кульбачевский
руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы
2 июня 2021, среда
15:00 — 16:00
Вопросы для обсуждения:
Тренды повышения экологичности транспортной системы городов
Роль инфраструктуры в развитии электротранспорта
Экономические стимулы и ограничения на пути организации перехода к новой мобильности
Актуальность Off-Grid решений для нового транспорта
Роль Big Data в транспортном планировании
Зарубежный опыт развития мобильности: «бесшовный» переход к низкоуглеродному транспорту
Новые форматы общественного транспорта: доступность, скорость, комфорт

Как инновации в области электротранспорта меняют современные мегаполисы

Сто лет назад мир переходил с паровых машин на бензиновые и дизельные двигатели. Параллельно шел процесс электрификации. Для начала XX века это была настоящая техническая революция, изменившая привычный жизненный уклад. В XXI веке на смену ДВС приходят электродвигатели, углеводороды в мировой энергетике постепенно замещаются более экологичными источниками энергии. А такие программы, как «Парижское соглашение по климату» или «Углеродный налог», вводимый на территории ЕС с 2023 года, показывают, что переход на зеленую энергетику неизбежен.

О том, какие изменения ждут нас в будущем, говорили на конференции «Технологии электротранспорта: как инновации меняют мегаполис?», состоявшейся 2 июня в рамках ПМЭФ-2021 на стенде «Территория инноваций». По словам участников, общественный и частный транспорт стоит на пороге больших перемен. Отказ от углеводородного топлива потребует смены обслуживающей инфраструктуры: классические заправочные станции постепенно будут вытесняться заправками нового типа, поставляющими вместо литров киловатты.

Партнер, руководитель технологической практики, руководитель практики по работе с компаниями сектора технологий, медиа и телекоммуникаций КПМГ в СНГ Николай Легкодимов обозначил ключевой вопрос встречи: «Что необходимо развивать в первую очередь — рынок или инфраструктуру?» «Мы периодически проводим исследования и опрашиваем как руководителей индустрии, так и профессионалов — ремонтников, дорожников. В последнем исследовании участвовало 20 тысяч респондентов из 30 стран. Приоритеты потребителей при переходе на электрокары по России таковы: 40% потенциальных потребителей отталкиваются от цены, 30% принимают решение на основании инфраструктуры и еще 15% выбирают, исходя из максимального пробега, сравнивая движение с баком и на батарее». Николай Легкодимов также отметил опасения пользователей связанные с доверием к емкости аккумуляторов электрокаров и тем, что потребители не хотят оказаться на трассе с закончившимся «электробензином».

В настоящий момент обеспечить бесперебойное поступление электроэнергии и мобильность заправочных электростанций удается не всегда. Доходит до курьезных случаев, когда электрозаправка получает энергию от расположенного неподалеку дизель-генератора.

Затрагивая тему доступности инфраструктуры, руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Антон Кульбачевский сказал, что «Минэкономразвития собирается дотировать развитие инфраструктуры для обслуживания электротранспорта, и Москва будет одним из первых регионов, в которых это будет реализовываться». По словам Антона Олеговича, во всех странах, где идет развитие, происходит государственное стимулирование электротранспорта. Так, «в Москве с 2013 года для электромобилей действует бесплатная парковка. Сейчас появляются электромобили в каршеринге, и если таксомоторные компании будут вводить в свой парк электромобили, то это тоже будет способствовать распространению электротранспорта». На данный момент Департаментом Транспорта Москвы совместно с региональными энергетиками создано 50 ЭЗС, к 2024 году планируется создать еще 400 ЭЗС. В заключение руководитель Департамента природопользования отметил: «Мы хотим, чтобы в РФ началось производство наших, домашних, российский электромобилей». Эти слова хорошо иллюстрируют степень поддержки развития электротранспортных программ на самом высоком федеральном уровне.

В свою очередь, исполнительный директор Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» (ЦТЛ) Давыдова Полина Михайловна заметила, что на уровне федеральных программ «разговор идет о беспилотниках федерального масштаба на больших логистических коридорах. Потому что нельзя говорить только о мегаполисах. Развиваются крупные пригороды, и необходимо устранять транспортно-логистическое неравенство за счет новых цифровых решений и нового беспилотного транспорта, чтобы человек мог в комфорте заниматься своими делами». По словам Полины Михайловны, сейчас переводить на электродвигатели нужно в первую очередь общественный транспорт, который больше всего времени задействован в пути — это значительно увеличит экологический смысл инициативы.

Получать электроэнергию для заправки электромобилей можно из сжиженного природного газа или водорода, которые легко хранить и транспортировать в виде газа или жидкости для преобразования в чистую и доступную низкоуглеродистую энергию практически в любой точке мира. В качестве топлива для выработки электроэнергии СПГ выделяет на 30% меньше углекислого газа, чем нефть, и на 45% меньше, чем уголь.

Именно такое решение возникающих инфраструктурных задач озвучил руководитель стартапа L-Charge Дмитрий Лашин, предложив элегантный выход из сложившейся ситуации: мобильные и стационарные заправочные станции на сжиженном природном газе. По словам Дмитрия, «главная проблема сегодня — время зарядки. В вопросе «Где заряжать?» пропущено главное слово: «Где быстро заряжать?». Например, в Калифорнии, где на сегодняшний день больше всего электромобилей, каждый пятый владелец электромобилей пересаживается обратно на ДВС потому, что негде быстро зарядить машину. Даже на скоростных заправках зарядка занимает от 40 минут до 2 часов. И это точно не быстро». «В нашем понимании быстро — 1 км за секунду. 400 км — 400 секунд. На сегодняшний день с такой скоростью работают только 100 ЭЗС во всем мире. Это связано с тем, что индустрия только развивается. Лишь недавно появились электрокары, способные принимать такую зарядку».

«Чтобы действительно перейти к электромобильному будущему, требуется сверхмощная зарядка без привязки к энергосистеме. Компактная, экономически выгодная, не требующая субсидий и экологичная. Мы придумали такую зарядку! Способную заряжать автомобиль ровно на столько, сколько он готов взять. И для городского комплекса мы сделали мобильную версию такой зарядки, которую можно вызвать через приложение для телефона».

По словам главы компании L-Charge, такой вариант экологичнее и выгоднее, чем все существующие варианты глобальных энергосистем. На сегодняшний день стоимость заправки электромобилей на таких ЭЗС получается 200-250 рублей на 100 км, в то время как у вариантов «дизель — бензин» 300-600 рублей на 100 км, а у водорода — 950 рублей за 100 км и выше. Сверхбыстрые стационарные и мобильные комплексы способны заряжать батареи известных типов за 10 минут, выделяя всего 7,05 кг CO2 на 100 км заряда, что на 68% меньше, чем у автомобилей с дизельным двигателем.

Такой подход прост и удобен: заправки не требуют персонала и дают возможность быстрого перехода на электротранспорт прямо сейчас, без больших вложений в развитие инфраструктуры. Немаловажным является и то, что не только заправочные станции, но и любые потребители за пределами энергосистемы смогут использовать эти комплексы как источники электроэнергии.

«Мы хотим показать, что и в России могут быть свои классные разработки. До 10 июня будет запущен прототип, до конца года в проект будет инвестировано десять миллионов долларов. Планируется выход на мировые рынки, в том числе в Китай, потому что половина электромобилей мира сейчас находится в Китае. Будем работать с инвестфондами и развиваться в этом направлении. Эта разработка позволит сделать реальным изменение в инфраструктуре зарядных станций, а для России соединить наше углеводородное прошлое и настоящее с электрическим будущим».

Обеспечение необходимого количества работающих ЭЗС — лишь малая часть вызовов, на которые предстоит ответить в процессе перехода от бензиновых и дизельных ДВС к электродвигателям. О сложностях в существующей транспортной системе и особенностях электротранспорта, которые необходимо учитывать участникам дорожного движения, рассказал генеральный директор Gett в России Анатолий Сморгонский: «Я считаю, что все это хорошо и интересно, но «таксишная» история больше социально-экономическая, а электрическая — это всего лишь дешевизна. И если ты в городе, то ты уже давно можешь этим пользоваться. Почему электромобили популярны в Китае? Они дешевые и компактные, плюс в Китае большая плотность населения — электрокары можно использовать для бизнеса». По словам Анатолия Валерьевича, многие западные города уже перестали пускать автомобили на ДВС в центр города из-за зашумленности, загазованности и экологии, оставляя его для гибридов и электрокаров. В такой стране, как Норвегия, действительно многие передвигаются на электрических машинах, там это уже ментальная осознанность населения: если ты не ездишь на экологической машине, то ты изгой.

Разумеется, переход на новый вид транспорта — сложный и длительный процесс, включающий адаптацию и модернизацию существующей транспортной инфраструктуры к новым нормам, уменьшение количества транспорта на дорогах, изменение привычек и поведения участников движения. И такие компании, как L-Charge, успешно приближают нас к переходу в низкоуглеродное будущее.

Из-за происходящего на мировом уровне процесса декарбонизации новые нормы экологического регулирования и новые виды топлива неизбежны. Зеленая энергетика кардинально изменит развитие городов, и конференция показала, каким будет мир завтрашнего дня, наступление которого смогут увидеть многие из нас.