9 Сентября, 2021 Четверг

Курс розничного кредитования: тренды и прогнозы 2022

Москва
В архиве
Конференция для лидеров банковской отрасли

Рынок розничного кредитования уверенно растет. Даже с учетом потенциально высоких рисков, выдача потребительских кредитов остается одной из наиболее доходных операций для коммерческих банков. За первую половину 2021 года сегмент розничного и ипотечного кредитования банковской отрасли показал хорошие темпы роста, несмотря на ограничительные меры, вводимые со стороны регулятора, которые слабо сказались на стремлении банков поддерживать рост объемов кредитования. При этом, впервые в современной истории, общий объем денежной массы выданных кредитов сравнился с объемом сбережений граждан, хранящихся в банках.

Как долго продлится рост кредитного направления в банковской рознице? Каких изменений стоит ждать в ближайшей перспективе? Что делают банки, для сохранения и приумножения доли ипотечных и кредитных продуктов? Как отразилось ситуации ужесточение политики ЦБ в отношении необеспеченных и ипотечных кредитов? Какие требования предъявляют сегодня банки к ипотечным заемщикам и какие цифровые платформы оказали влияние на клиентский сервис? Эти и другие вопросы обсудим вместе с представителями власти и бизнеса, ведущими банковскими экспертами в рамках конференции «Курс розничного кредитования: тренды и прогнозы 2022»

В архиве
Модератор (сессия 1)
Кирилл Лукашук
генеральный директор агенства НКР (Национальные Кредитные Рейтинги)
Спикеры (сессия 1)
Дмитрий Пешнев-Подольский
председатель правления банка «Хоум Кредит»
Федор Спиридонов
управляющий партнер SRG
Арташес Сивков
заместитель Председателя Правления Россельхозбанка
Евгений Шитиков
директор Розничных продуктов Банка ДОМ.РФ
Татьяна Ушкова
председатель Правления Абсолют Банка
Модераторы (сессия 2)
Надежда Грошева
ведущая телепрограмм РБК+
Максим Русаков
партнер группы компаний SRG
Спикеры (сессия 2)
Станислав Тывес
заместитель председателя правления банка «Уралсиб»
Денис Ковалев
руководитель «Росбанк Дом»
Светлана Вишнякова
руководитель блока розничного бизнеса Россельхозбанка
Андрей Спиваков
управляющий директор по кредитным розничным продуктам Райффайзенбанка
Антон Павлов
заместитель председателя правления Абсолют Банка
9 сентября 2021, четверг
9:30 — 10:00
Сбор и регистрация участников. Приветственный кофе
10:00 — 11:30
Пленарная сессия. Стратегии и темпы роста розничного кредитования: обзор рынка, тренды, прогнозы
Розничное кредитование 2021: тенденции и перспективы
Необеспеченные кредиты: как отразилось ужесточение требований ЦБ на выдаче займов?
Влияние пандемии на качество кредитных портфелей: динамика изменений
Риск-политика и скоринг: как технологии снижают риски
Ипотека 2021: ставки, прогнозы, цифровые платформы
Новые модели услуг: как повысить рентабельность розничного банкинга
11:30 — 12:00
Кофе-брейк
12:00 — 13:30
Сессия 2. Ипотечное кредитование 2021: новые рекорды или падение спроса?
Ипотечное кредитование: что стало со спросом россиян?
Изменение клиентского опыта: какие факторы влияют на решение клиента?
Как построить умные сервисы в банке
Модель «банк-советник»: как создать доверительные отношения с клиентами?
Экосистемы или технологическое партнерство?
Как увеличить прибыльность ипотечного бизнеса
13:30 — 14:00
Завершение мероприятия. Нетворкинг

Цифровизация продолжается: какие изменения ждут банковскую розницу в 2022 году — прогнозы от представителей крупнейших российских банков

9 сентября состоялась конференция для лидеров банковской отрасли «Курс розничного кредитования: тренды и прогнозы 2022», в рамках которой представители ведущих банков страны подвели промежуточные итоги 2021 года и дали прогноз на развитие экономической ситуации внутри страны в следующем году.


2021 год продолжил тренд на развитие удаленного формата взаимодействия банков с клиентами, стартовавший в 2020 году. Это в значительной мере упростило и ускорило документальное оформление и сопровождение большинства банковских продуктов. Вместе с тем увеличился спрос на кредитные продукты со стороны физических лиц. Весь год банки активно наращивали кредитные портфели. При этом повышенный спрос усилил конкуренцию и изменил условия предоставления кредитных продуктов для клиентов.

О том, как автоматизация банковской деятельности и введение цифровых ипотечных платформ повлияли на качество реализуемых банками кредитных портфелей, какое направление станет приоритетным для банков в 2022 году, а какие изменения уже произошли в банковской отрасли — рассказали участники конференции.

Заместитель Председателя Правления РСХБ Арташес Сивков рассказал о том, как менялась банковская сфера под влиянием событий последних лет: «Мы все находимся на сегодняшний день в периоде, который для всех для нас абсолютно новый. Мы часто говорим о пандемии и о том, как она повлияла на общество. Безусловно, пандемия сильно повлияла на потребительское поведение. В банковской рознице в первую очередь.

Мы внимательно анализируем поведение рынка в целом и отдельных игроков. В секторе банковской розницы сегодня совершенно разные стратегии: кто-то хочет построить всепоглощающую экосистему, кто-то хочет построить phygital, кто-то не хочет открывать новые офисы и строить сеть. У всех совершенно разные стратегии.

Считаем, что будущее, с точки зрения развития розничного кредитования, — это качественный продукт, который качественно продается через все возможные и доступные комфортные каналы продаж, в том числе не только цифровые. Хочу обратить внимание, что группа ключевых заемщиков по потребительским кредитам — это люди в возрасте от 40 до 55 лет. Многие из них очень любят приходить в офис. Поэтому наличие физической сети в том или ином виде — это то, что с моей точки зрения, будет уже для всех очевидным и необходимым для эффективной конкуренции на рынке с точки зрения технологии и развития продаж.

Председатель Правления Абсолют Банка Татьяна Ушкова отметила, что залоговое кредитование в 2021 год полностью оправдало себя для всех, кто сделал на него ставку: «Несмотря на реплики скептиков стоимость автомобилей и квартир выросла в 2021 году более чем на 30%, все, кто в рынке сделали выводы: риски просрочки не реализовались. Поэтомурозничное кредитование по итогам этого года точно покажет восстановление резервов. У Абсолют банка исторически работа строилась с качественными заемщиками. Мы одни из немногих, кто сформировали пул высококачественных портфелей, что позволило их успешно реализовать для нашей сервис-модели. Нам во многом помогло то, что мы одни из первых среди банков перешли в технологическое партнерство, что теперь отразилось на нашей прибыли.

Банки очень ответственно стали подходить к настраиванию моделей и когда мне говорят, что идет либерализация и демократизация требований, я отвечаю: это не так. На самом деле идет бесшовность этого процесса для клиента. Такой подход позволяет нам делать адресные предложения клиенту, сохраняя маржинальность. Те банки, которые смогут обеспечить персональное предложение и динамичное ценообразование — будут маржинальны в залоговом кредитования в недалеком будущем.

Считаю важным, что клиент может кредитные продукты получать в онлайне и дальше. Физическая сеть останется, но в консультационном, а не обслуживающем формате. Банковские услуги и счета уже можно получить полностью в онлайне, как при первом контакте, так и последующем».

Управляющий партнер консалтинговой группы SRG, Федор Спиридонов отметил, что цифровизация банковских продуктов — часть неизбежного процесса развития банковской отрасли: «современный клиент — это человек избалованный цифровыми сервисами, который ждет качественный цифровой опыт и от банка. Сюда входят приложение на смартфон, удобный личный кабинет и поддержка 24 на 7. Это то, что уже ожидаемо клиентом. Через несколько лет это будет «маст-хэв» для всех участников рынка. И если мы посмотрим на популярные сервисы доставки или такси, то мы увидим что там это уже в полной мере реализовано.

Периодически мы проводим исследования первичных взаимоотношений между потенциальными заемщиками и банками, путем тайного покупателя. Нам интересно несколько моментов: качество предложения, сроки реагирования банка и каналы связи с клиентом — это SMS или e-mail, или это мессенджер, или личный кабинет. И мы видим что даже у топовых банков сегодня достаточно разное по качеству предложение. А значит предстоит еще работать и работать. И цифра как раз помогает это делать, поскольку она будет приводить к неким единым стандартам.

Для современного клиента очень важна возможность все делать дистанционно. Каким бы хорошим замечательным офисом банк не обладал — далеко не всегда клиент хочет идти в офис. Значит ему нужно дать альтернативу.

Также на мой взгляд важна агрегация внешних участников ипотечного процесса. Самое главное — сформировать единый клиентский путь, делая его максимально бесшовным. Чтобы все процессы между собой максимально взаимодействовали. Преимуществом цифровой ипотеки являются и экстерриториальность, поскольку банку не обязательно иметь в офис в регионе для того, чтобы там выдавать ипотеку, и устранение риска человеческой ошибки. Например, со стороны менеджера, который сопровождает клиента — он будет минимизирован, поскольку все процессы будут стандартизированы и автоматизированы».

Директор Розничных продуктов Банка ДОМ.РФЕвгений Шитиков рассказал, что «тревожные прогнозы двадцатого года не оправдались. В пик пандемии и самоизоляции, когда часть людей перестали получать зарплаты, а кто-то потерял работу — были очень неблагополучные ожидания. И они, к счастью не подтвердились. Поведение заемщиков оказалось даже лучше, чем мы ожидали. Это, безусловно, очень хорошие новости с точки зрения нас как банков, которые эти кредиты выдают, и экономики.

В середине года произошло знаменательное событие — трансформировались Льготная ипотека на новостройки и «Семейная ипотека». И уже июль—август показал, что они поменялись местами. Если до того Льготная ипотека была лидером и драйвером первички, то сейчас набирает обороты именно «Семейная ипотека».

Если говорить про другие сегменты рынка, то очевидно, что снижение доли финансирования вслед за повышением ключевой ставки и повышением процентных ставок привели к тому, что спрос на рефинансирование упал. При этом, если немного забегать вперед, мы ожидаем что тренд на рост ключевой ставки в ближайшее время закончится. Ключевая ставка будет расти и это даст дополнительный драйвер для роста рынка рефинансирования. Если же говорить про вторичку — в целом мы наблюдаем стабилизацию этого рынка.

Мы видим, что в целом рынок отреагировал нормально и соответственно склоняемся большей степени к прогнозу ДОМ.РФ, что объем выдач в 2022 году составит порядка 5 млрд рублей и рынок в целом вырастет не менее чем на 10%, по отношению к прошлому году. Для ипотечного рынка это очень хороший темп роста. Рынок продолжает расти и в дальнейшем мы не ожидаем существенное замедление. Если посмотреть на западные развитые рынки с точки зрения обеспечения жильем населения — у нас достаточно хороший потенциал, есть куда расти».

Светлана Вишнякова, руководитель блока розничного бизнеса Россельхозбанка, рассказала о том, как обстоят дела в области льготных программ и программ сельской ипотеки, обратив внимание на то, что кроме сельской ипотеки банк активно реализует и другие ипотечные программы:

«Россельхозбанк — универсальный банк, и мы работаем со всеми ипотечными программами, в т.ч. с ключевым социальным продуктом «сельская ипотек». В этом году мы уже выдали 100 млрд рублей ипотеки, что на 11% больше, чем в прошлом году. Сельская ипотека в общем объеме выдачи составляет порядка 40%, остальные 60% — это ипотека по господдержке, семейная ипотека, ипотека на приобретение квартир на вторичном рынке, ипотека военнослужащим и рефинасирование.

Основная проблематика, которая сейчас существует в части программ сельской ипотеки — это практически отсутствие лимита субсидий, которые сдерживают тот поток клиентских заявок, который к нам идет. Мы уже обработали и приняли положительное решение по заявкам на сумму около 300 млрд рублей. Выдано 120 млрд рублей. Потенциал дальнейшего развития «сельской ипотеки» и ИЖС еще достаточно велик.

Для обеспечения доступности ипотечных кредитов РСХБ в сентябре прошлого года банк создал ипотечный маркетплейс Свое Жилье. Он обеспечивает доступность ипотечных кредитов в любой точке страны.

Экосистема Свое Жилье позволяет клиентам в онлайн-режиме, не посещая отделения банка, выбрать ипотечный продукт, подать заявку в банк, получить решение, выбрать объект недвижимости, заказать оценку залога. Через Свое Жилье мы уже выдали более 10 млрд рублей ипотечных кредитов.

Россельхозбанк не ограничивает онлайн-коммуникации с клиентами только вопросами оформления ипотечных кредитов. Сейчас ведется развитие экосистемы Свое Село. Экосистема помогает клиентам решать вопросы приобретения, строительства и обустройства жилья в сельской местности. На портале поставщики товаров и услуг смогут создать личные кабинеты и разместить свои товары и услуги, а посетители приобрести их.
Я уверена, что ипотечный рынок России продолжит расти. РСХБ будет участвовать в реализуемых ипотечных программах Правительства РФ.»

Заместитель председателя правления и руководитель розничного бизнеса банка Уралсиб Станислав Тывес рассказал о том, как цифровизация помогает оптимизировать процесс выдачи ипотеки: «Мы всегда говорим, что цифровизация в ипотеке — это всегда две стороны медали. Первое — это клиентский путь, клиентский сервис, его качество — то что дает нам клиентов. И второй — это расходы. Те цифровые сервисы, которые мы реализуем — дают нам возможность сокращать внутренние расходы, давать более конкурентную цену. При этом обе стороны медали — важны.

Если говорить про те сервисы, которые мы реализовали, то электронной закладной сейчас никого уже не удивишь. В феврале текущего года мы запустили сервис «Самоосмотр» для наших клиентов, имеющих одобрение ипотечного кредита в нашем банке. Если для оформления сделки необходим полноценный отчет с выездом — уже не нужно встречаться вместе с оценщиком и продавцом, и связывать всю эту большую цепочку. Продавец или риэлтор, находясь на объекте и пользуясь инструкцией, делает фотографии объекта, загружает их в систему и на выходе получается отчет об оценке. В результате обеспечивается довольно быстрый выход на сделку. Сервис «Без осмотра» применяется для объектов, которые фактически — первичка, только что ставшая вторичкой. Здесь мы исходим из того, что на объекте голые стены и, соответственно, готовы принимать отчеты без фотографий, принимая решение на основании математической оценки.

Из нового — это сервис, который позволяет покупать квартиру в любом регионе, при этом находясь буквально в любой точке мира. Сидя в Москве, можно купить квартиру в Сочи, даже не появляясь там. Достаточно всей процедуры электронной сделки и электронной регистрации.

Полностью удаленные сделки — пока не пользуются массовым спросом, сейчас это менее 10%. Но в реальности на первичном рынке есть абсолютная уверенность, что на горизонте 3 лет это будет уже больше 50% в сделках, уж в крупных мегаполисах — точно. Тут обе стороны друг другу доверяют, доверие населения довольно высокое и поэтому мы очень верим, что удаленные сделки здесь будут расти, и мы тоже этот сервис будем улучшать».

Участники встречи сошлись во мнении, что 2021 год показал неплохую динамику: спрос на банковские продукты стабильно растет, а развитие цифровых продуктов продолжается, позволяя отдельным банкам наращивать свои преимущества и делать выгодные предложения для клиентов. Как в части клиентской поддержки и сервиса, так и в финансовом плане. Банковская отрасль продолжает расти и развиваться, а значит впереди новые продукты и новые условия сотрудничества для клиентов!


Подробнее о том как это было: